Понятие психологического тренинга
Психологический тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.
Говоря другими словами, тренинг, является формой обучения новым навыкам, открытием в себе психологических возможностей.
В общем значении тренинг рассматривается как совокупность приемов и способов, которые направлены на развитие каких-либо умений и навыков. Это один из инструментов психолога, применяется он как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Участник тренинга должен проделать упражнения, которые ориентированы на развитие психологических качеств или навыков. Более популярными тренинги стали в групповой работе.
Тренинг есть совокупность активных методов практического психолога и используется для того, чтобы формировать навыки самопознания и саморазвития.
Тренинговые методы используются в клинической психотерапии, при лечении неврозов, алкоголизма, соматических заболеваний, используются они и в работе с людьми психически здоровыми, но, имеющими психологические проблемы.
Психологический тренинг имеет свои ограничения, свои возможности, проблемы и правила.
Обучающийся через тренинг занимает активную позицию, а навыки усваиваются в процессе личного опыта поведения, в процессе проживания, чувствования.
Модифицированный тренинг можно использовать для всей учебной группы, в режиме один раз в неделю, в обязательном порядке, а также в учебных заведениях в ситуации низкой психологической безопасности.
Использование тренинга в работе с людьми связано с его специфическими свойствами и в частности:
- тренинг дает возможность получения обратной связи от людей;
- дает возможность принятия ценностей и потребностей других людей;
- возможность человека чувствовать себя в группе принятым и принимающим, получающим помощь и помогающим, чувствовать себя окруженным заботой и заботящимся;
- возможность участников группы идентифицировать себя с другими и использовать эмоциональную связь, оценивая собственные чувства и поведение;
- группа облегчает процесс самоисследования, самораскрытия и интроспекции;
- экономическая доступность метода.
Первые социально-психологические тренинги групп были проведены К. Левиным и его коллегами в 1946 г, когда было замечено, что участники группы от анализа собственных переживаний получают значительную пользу.
Человек может обучиться новым умениям и экспериментировать с различными стилями отношений, если он находится в поддерживающей и контролируемой обстановке.
Социально-психологический тренинг – разновидность групповой психологической работы
Социально-психологический тренинг относится к области практической психологии, которая использует активные методы групповой психологической работы. Форм социально-психологических тренингов сегодня большое количество, и они во многом пересекаются друг с другом.
При разработке программы отдельного тренинга за основу берутся разные теоретические подходы разнообразных форм и видов групповой работы. Определенные приемы, методы и техники социально-психологического тренинга оказывают помощь тренинговым группам в решении поставленных целей и задач.
Социально-психологический тренинг относится к активным методам обучения – эти методы используются как альтернатива традиционным методам и формам обучения.
Традиционные методы не дают возможности приобретения умений и навыков, касающихся различных областей знаний. С использованием традиционных методов приобретаются только теоретические знания, а возможности практического закрепления этих знаний нет. В тренинге же происходит активное включение поведенческих моделей, и участники группы имеют возможность обменяться опытом.
Рисунок 1. Структура тренинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Три сферы личности задействованы в тренинге – когнитивная, эмоциональная, поведенческая, и их единство расширяет индивидуальный репертуар действий личности.
Если социально-психологический тренинг как активную форму групповой работы рассматривать в узком смысле, то он направлен на повышение коммуникативной компетентности личности.
Эта цель будет реализовываться в ходе тренинга через приобретение знаний в области межличностного общения, приобретения и закрепления коммуникативных навыков.
В широком смысле слова этот тренинг представляет собой совокупность разных форм групповой работы, которые направлены на то, чтобы мобилизовать личностный потенциал индивида для личностного роста.
Цель будет реализовываться через активные процессы самопознания и самосовершенствования каждого участника группы.
Что касается самопознания, то оно расширяет границы «Я» индивида и оказывает помощь в формировании его адекватной самооценки, построению реального «Я» образа.
Самосовершенствование перестраивает внутренний и внешний опыт индивида, корректирует сложившийся его потенциал.
В тренинге имеют место обучающий, коррекционный, психотерапевтический эффекты, что повышает ценность и расширяет области применения групповой работы, увеличивая её возможности.
Социально-психологический тренинг показал свою эффективность, поэтому широко используется психологами в практической работе, социальными работниками, используется в процессе обучения и подготовки специалистов разного профиля.
Разработка программы тренинга
Любая программа тренинга включает в себя мини-лекции и различные упражнения.
Основные упражнения носят название тематических и непосредственно тренируют умения, необходимые участникам. Например, на тренинге ораторского мастерства тематическими будут упражнения, формирующие умение выступать на аудиторию, правильно жестикулировать, отвечать на сложные вопросы.
В тренинге по выработке основных умений тематические упражнения должны занимать до 70% от общего времени.
Мотивационные тренинги создают у участников мощную мотивацию к изменениям, формируют важные осознания о себе, о взаимоотношениях, о мире.
Данные тренинги иногда могут совсем обходиться без основных упражнений. Для того чтобы узнать, какое упражнение будет основным, надо задать вопрос – какое умение данный тренинг формирует, если умение не тренируется, то и упражнение не будет основным.
В основном упражнении должны поработать все участники тренинга, поэтому его надо построить соответствующим образом, и недопустима тренировка только нескольких человек из группы.
С этой целью все основные упражнения проводятся в парах, тройках или мини-группах из 4-6 человек.
Чтобы уложиться во времени и не потерять мотивацию, специалисты предлагают два выхода:
- выступают 4-5 человек, самых смелых, для которых это будет огромным опытом;
- самые смелые участники, их тоже может быть 4-5 человек, выступают на общую группу и получают развернутую обратную связь под управлением тренера.
Далее формируется две команды и в каждой из них по 6 человек и по два выступивших человека – это капитаны команд. Образуются мини-группы для продолжения работы, процесс организуется так, чтобы выступили все. Обратная связь в группах осуществляется с помощью тренера.
Второй вариант сокращает время работы группы, дает возможность всем потренироваться, включенность и тонус группы более высокий. Наличие капитанов ускоряет распределение ролей в группе. Основные упражнения легко создавать самим, для этого из жизни берутся ситуации, кейсы, связанные с темой тренинга и перекладываются на упражнения.