Сущность понятия «тревожность»
Тревожность - это понятие, которое используется в психологии в двух контекстах: как состояние и как личностную черту.
В контексте состояния, используют термин «тревога», который отражает отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в результате изменений нервно-психической деятельности. С физиологической точки зрения, тревога вызывает определенные изменения в организме (активизируется деятельность сердечно-сосудистой системы, угнетается деятельность пищеварительной системы), которые готовят нас к определенным способам борьбы с раздражителем - бегству или схватке.
В контексте личностной черты, используется именно термин «тревожность», который отражает склонность человека к переживанию тревоги вследствие низкого порога возникновения реакции тревоги. Тревожность как личностная черта - это относительно устойчивая характеристика личности, отражающая ее склонность ожидать неблагоприятный исход событий даже в нейтральных (относительно безопасных) ситуациях.
Психологи отмечают, что длительное пребывание в состоянии тревоги со временем может перерасти в личностную тревожность. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как потенциально содержащий в себе угрозу (самооценке, самоуважению). Исследователи акцентируют свое внимание на том, что тревожность сопряжена с мотивацией избегания.
Личность с выраженными тревожными проявлениями в психологии выделяется в отдельный тип - тревожно-мнительный или психастенический. Основными характеристиками тревожно-мнительного типа являются: сложности в принятии решения (долгие колебания и сомнения, нерешительность), эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность, робость, неловкость.
В детстве, дети с выраженными тревожными чертами, как правило, более пугливы и насторожены по отношению к другим людям, склонны избегать больших компаний, ориентированы на увлечения интеллектуального типа, у них рано появляется склонность к рассуждениям не по возрасту.
В подростковом возрасте происходит «расцвет» качеств тревожного типа личности: нерешительности, склонности к сомнениям и колебаниям, склонности к постоянным рассуждениям и интеллектуализациям вместо конкретных действий, рефлексии и самоанализу, тенденции к опасениям за будущее (причем маловероятным) за родных и близких, за себя.
Наиболее распространенными вариантами психологической защиты у тревожного типа личности является ритуализация действий (придумывание каких-то ритуальных действий, которые снижают тревогу для человека), педантизм и формализм (склонность к предусмотрительному продумыванию плана действий).
Формирование личности по тревожному типу наиболее часто происходят в семьях, где превалирует тип воспитания с повышенной моральной ответственностью, который закладывает у ребенка страх ошибок и определяет развитие мотивации избегания неудач. Помимо этого, тревожность в детском возрасте формируется в результате частых ссор между родителями, когда ребенку нужно принимать чью-то сторону, или ребенок служит маячком между родителями.
Тревожность школьников: истоки, особенности
Школа - это сфера вторичной социализации ребенка: расширяется система социальных контактов, происходит освоение новых социальных ролей и усвоение новых социальных норм, на первый план выходит новая значимая фигура взрослого - это учитель.
Таким образом, процесс адаптации ребенка к школе - это очень важный процесс, поскольку он влияет на все сферы жизни ребенка, школа становится параллельно с семьей институтом воспитания и развития, является инструментом становления и развития личности.
Поступление в школу связано с формированием важного личностного новообразования - внутренней позицией школьника, которая отражает мотивационную направленность ребенка на обучение, положительное отношение к школе в целом, стремление ориентировать на модель хорошего ученика.
Когда основные потребности ребенка, связанные именно с позицией школьника, не удовлетворяются, у ребенка возникает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в тревожности.
Таким образом, школьная тревожность - это одно из проявлений дезадаптации к школе. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в ситуациях обучения, ожидании плохого отношения к себе со стороны других детей или педагога. Ребенок в целом не уверен в себе, чувствует свою неполноценность.
Школьная тревожность имеет свою специфику на разных возрастных этапах:
- в 1 классе тревожность связана с общим изменением окружающей среды, новым режимом и распорядком дня, необходимостью встраиваться в новые нормы и систему оценивания, придерживаться школьных правил, осваивать новые социальные роли,
- со 2 по 4 класс тревожность связана с неуспеваемостью по каким-то предметам (ситуативной или постоянной), проблемами межличностного взаимодействия (с учителями и одноклассниками) расхождениями в родительских ожиданиях и реальности.
У девочек тревожность чаще связана со страхом низкой оценки их способностей, а у мальчиков - со страхом публичного оценивания и низвержения их социального статуса.
В целом, тревожные дети в школе отличаются тем, что они пытаются контролировать весь процесс обучения одновременно, все части задания. Если они допускают какую-то ошибку, то отказываются от выполнения задания вообще, объясняя это отсутствием способностей к данному типу заданий. Довольно часто такие дети бояться тянуть руку, даже если знают ответ, говорят сбивчиво и красная, жестикулируя, либо еле слышно. Также при этом могут отвечать наугад. В ситуации указания такому школьнику на ошибку он сразу теряется и не знает, как себя вести.
Основными характеристиками тревожных детей являются: соматические проявления (проблемы со сном, беспокойства живота, спазмы в горле), психологические (раздражительность, беспокойство, сложности в концентрации). Такие дети очень требовательны к себе, высоко критичны, уровень самооценки низкий. Они боятся знакомиться, вступать в новые игры. Они очень ищут одобрения и поощрения от взрослых.
Методы снижения тревожности
Основными направлениями коррекции школьной тревожности являются: создавать в учебной деятельности больше таких ситуаций, в которых ребенок сможет быть точно успешен, то есть эти ситуации должны быть направлены на уже развитые у ребенка качества и способности. Такие ситуации важны для нормализации самооценки.
Затем в эти ситуации постепенно вкрапляются элементы задач, с которыми ребенок потенциально может справиться. Но при этом очень важно содействие педагога - это работа по принципу зоны ближайшего развития.
В целом, важно вообще хвалить и поддерживать ребенка в любых его достижениях, поскольку они для него стоили многого. Постоянное подкрепление самооценки будет расширять концепцию ребенка о самом себе, как способном преодолеть трудности.
Важно отмечать успехи ребенка не один на один, а в присутствии других людей, но безусловно для этого должна быть изначально доверительная атмосфера. Однако при такой вербальной похвале не стоит использовать оценочных суждений, важно акцентировать внимание на качествах ребенка, на его поступках.
Для учителей важно понимать, что задания, которые даются тревожному ребенку, должны соответствовать его возможностям и способностям. А для этого нужно хорошо представлять себе личностный профиль ребенка.
В целом, учитель должен передавать ребенку свою уверенность в его успехе, транслировать ему свою веру в его способности.
Помимо этого, перед формулированием задачи, тревожному ребенку необходимо давать ему подробный и конкретный план действий, поскольку его сильно пугает неизвестность.
Недопустимым являются сравнения ребенка с кем-бы то ни было: единственное, что допустимо - это анализ его собственных достижений и успехов и сравнение их только внутри этой системы, но не с другими детьми.
Кроме этого, нужно понимать, что для тревожных детей работа в ситуации соревнования является непродуктивной: они сразу же закрываются и ничего не делают, потому что знают, что «не победят». Поэтому тревожному ребенку необъходимо формировать атмосферу индивидуальной или командной работы, но не конкурентной.