Дети младшего школьного возраста различаются по уровню психологического развития. Различия проявляются в интеллектуальном и моральном развитии. Так, дети могут по-разному реагировать на одни и те же ситуации, инструкции. Перед применением психодиагностических методик необходимо убедиться в том, что они доступны для восприятия ребенка.
Такие психические процессы как речь, мышление, память, восприятие, внимание и воображение являются важнейшими основными компонентами человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен воспринимать мир, обращая внимание на различные моменты и компоненты деятельности, представлять свою деятельность, запоминать, обдумывать, высказывать. Человеческая деятельность невозможна без участия психических процессов, так как они участвуют в ней непосредственно, а также развиваются.
Одной из наиболее обширных проблем в педагогике является проблема познавательных процессов, так как они являются характеристикой человека в индивидуально-психологическом плане и отражают взаимодействие всех условий развития (психофизиологических, биологических, социальных).
Проведенные исследования психологов выявили, что не научившийся мыслить в дошкольном возрасте ребенок обычно переходит в разряд неуспевающих в младших классах.
В начальной школе важно создание условий, которые помогут детям полноценно развивать умственные способности, формировать процессы познания, навыки мыслительной деятельности, творчества, самостоятельности. Одним из направлений работы школьного педагога-психолога должна быть диагностика познавательных психических процессов в школьников.
В рамках комплекса психодиагностических методик содержатся необходимо оценивать:
- Речь;
- Мышление;
- Память;
- Личностные качества;
- Воображение;
- Внимание;
- Ощущения и восприятие.
Цель психодиагностики состоит в комплексной оценке уровня психологического развития младших школьников.
При помощи психодиагностических методик решаются следующие задачи:
- Выявить уровень развития личностных и психических процессов ребенка;
- Выявить способности ребенка;
- Выявить причины отставания ребенка в учебной деятельности;
- Разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей.
Программа диагностики познавательных психических процессов и результаты, полученные в процессе ее реализации представляют ценную информацию для педагогов и психологов учебного заведения. Информация поможет создать правильные представления об уровне развития познавательных психических процессов младших школьников и на их основе разработать и применить соответствующие средства и методы.
Диагностика памяти младшего школьника
Память человека многоаспектна, поэтому ее невозможно продиагностировать при помощи 1-2 методик. Для успешного обучения ребенка необходимо знать следующие виды памяти и их характеристики:
- Кратковременная зрительная и слуховая (их объем и способность запоминания информации);
- Опосредованная (самостоятельное использование ребенком средств запоминания, хранения и использования информации);
- Динамические особенности (динамичность заучивания, количество повторений, необходимых для запоминания информации).
Средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7±2 единицы, учитывая это обстоятельно средний объем памяти ребенка равен его возрасту в годах.
Диагностика мышления младшего школьника
Под влиянием учебы как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие следующих видов мышления:
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное;
- словесно-логическое.
В развитии словесно-логического мышления происходят значительные изменения. Именно оно в начале младшего школьного возраста развито слабо, а к подростковому возрасту становится главным видом мышлением.
Психодиагностика мышления младшего школьника направлена на оценку всех видов мышления, но особое внимание уделено оценке словесно-логического мышления.
Диагностика развития речи младшего школьника
Речевые возможности младших школьников формируются параллельно с совершенствованием словесно-логического мышления. При проведении психодиагностики мышления затрагивается диагностика развития речи и наоборот. Необходимо у детей младшего школьного возраста выделять речь и оценивать ее обособленно от мышления.
Диагностика речи может быть:
- лингвистическая (оцениваются признаки речи, соответствующие лингвистическому анализу, фонетика, лексика, грамматика);
- психологическая (изучается владение и умение пользоваться речью для управления познавательными процессами, процессами межличностного общения, а также регуляции поведения).
Нельзя полностью разделять перечисленные виды диагностики речи, поскольку в практическом виде речь человека содержит в себе не только языковое (лингвистическое), но и человеческое (психологическое) начала.
Диагностика внимания младшего школьника
Одним из важных психологических процессов является внимание. От него зависит успешность учебной деятельности младшего школьника. Возникающие в учебной деятельности проблемы, безусловно взаимосвязаны с аномалиями в развитии внимания. Такие недостатки могут быть ликвидированы при наличии знаний об индивидуальных особенностях развития ребенка и уровне, на котором оно находится.
На протяжении жизни внимание мало изменяется, и его характеристики остаются устойчивыми, однако со временем при своевременных и эффективных методиках есть возможность пресечь недостатки при развитии внимания младших школьников. При помощи усиленного развития других качеств личности можно компенсировать слаборазвитое внимание.
Например, недостаточно развитая устойчивость внимания может восполниться хорошей переключаемостью, недостатки зрительного внимания могут быть уравновешены слуховым и двигательным вниманием.
Таким образом, существует небольшое количество специальных методик изучения личности и отношений детей младшего школьного возраста. Потребность в точной психодиагностике младших школьников не меньше, чем в исследовании развития психических качеств старших школьников, поскольку одной из задач образования является формировании ребенка как личности и становления межличностных отношений.