Профессиональный стандарт психолога-педагога — это документ, принятый в сфере образования и действующий на всей территории Российской Федерации. С его помощью устанавливаются общие требования к работникам психологической службы в области образования.
Сущность и предназначение профессионального стандарта
Деятельность любого сотрудника должна регулироваться специальными документами. Важнейшим из них является профессиональный стандарт (ПС). Так, профессиональный стандарт педагога-психолога вступил в силу и начал действовать по всей стране с 1 января 2018 года. Формирование аналогичных актов в отношении других специальностей началось в 2016 г.
Возникновение стандартов профессий, включая психолога, вызвано острой необходимостью повышения квалификации персонала, занятого в разных областях деятельности. Однако, вне зависимости от появления такой потребности, не так давно принятый профессиональный стандарт обладает не ультимативным, а только рекомендательным характером.
Применение профессионального стандарта способно найти решение целому ряду значимых вопросов:
- Обеспечивает необходимой информацией о профессиональной подготовке будущих психологов;
- Точно фиксирует перечень требований к специалисту психологической службы;
- Вовлекает специалиста в процесс повышения образовательного уровня граждан, которые проживают на территории нашего государства (касается больше психолога-педагога).
В целом профессиональный стандарт способен определять возможности получения специалистами должности или её сохранение. Также с помощью этого документа происходит регламентирование величины заработной платы и того, какой стаж начисляется работнику за время службы.
Если в своей работе сотрудник будет опираться на положения стандарта, то он обеспечит для себя возможность карьерного роста. Таким образом, профессиональный стандарт включает не только перечень основных требований к психологу, но и формирует общее направление работы специалиста.
Иногда начальная форма профессионального стандарта применяется в качестве шаблона, в который можно в любое время внести положения. Часто такие действия осуществляются самостоятельно сотрудниками местного образовательного учреждения.
Обобщенные трудовые функции
Основные трудовые функции будут разными для психологов, работающих в разных сферах. По этой причине для каждой организации этот список может быть дополнен.
Психологи, которые занимаются непосредственным обслуживанием пациентов, могут заниматься их проблемами в случае эмоционального (социального) кризиса. Другие специалисты стремятся помогать решить проблемы, появившиеся в сфере образования или производственной деятельности. Третьи могут заниматься написанием программ, подготовкой анкет для привлечения внимания общества к различным мероприятиям и др.
Клинические психологи работают в центрах психического здоровья или в консультационном кабинете. Чаще всего они помогают людям, жалующимся на состояние тревоги, которое выражается через функциональные расстройства эмоционального или сексуального плана. В состав функций такого психолога входит уяснение проблемы путем осуществления беседы с пациентом или через психологическое обследование. Это нужно для выбора и использования наиболее подходящей терапии.
Психолог-консультант (иначе - психоаналитик) оказывает помощь людям, которые не нуждаются в психотерапии. В основном к нему обращаются с проблемами в области отношений между людьми (супружеских, семейных и др.). Основная его функция состоит в облегчении налаживания конструктивного диалога между супругами либо детьми и родителями для успешного разрешения их проблем.
Промышленный психолог организует программы обучения, которые концентрируются на росте производительности труда и чувстве сопричастности к делу компании у персонала. Этот специалист также выступает как консультант рабочих, руководителей и предпринимателей. Он играет важную роль в процессе разрешения конфликтов между ними.
Педагогический психолог разрабатывает самые эффективные методы обучения. Для этого он, в частности, использует открытия когнитивных психологов и теоретиков, которые непосредственно занимаются исследованием процессов обучения.
Психолог в педагогике специализируется также в сфере «управления классом», помогает преподавателю в выработке психологических и социальных навыков, позволяющих сформировать в учебном заведении продуктивную атмосферу. В состав основной трудовой функции педагога-психолога также входит социальная адаптация школьников.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»
В большей степени разработан профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования). С его помощью производится регламентирование деятельности этого специалиста по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Стандарт принято использовать в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования. Также он необходим в процессе сопровождения основных и дополнительных образовательных программ, включая, в том числе, оказание психолого-педагогической помощи индивидам с ограниченными возможностями здоровья.
Психолог в области педагогики должен помогать детям, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Сложность для таких детей представлена также развитием и социальной адаптацией. Работа проводится и с несовершеннолетними обучающимися, которые признаны в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми. Также это могут быть потерпевшие лица или свидетели преступления.
Основная цель данного вида профессиональной деятельности состоит в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях. Психолог-педагог оказывает психолого-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают сложности при изучении основных общеобразовательных программ.