Понятие, симптомы, факторы развития синдрома профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания - это синдром, развивающийся вследствие длительного профессионального стресса, который впоследствии ведет к истощению эмоциональных и психосоматических ресурсов человека.
Наиболее часто данный синдром встречается у людей, работающих в сферах медицины, педагогики, управления бизнесом, торговли, оказания услуг. В этих сферах повышен уровень межличностных коммуникаций и персональной ответственности, и низок уровень материального стимулирования.
Говоря о факторах формирования синдрома профессионального выгорания, можно выделить 2 их группы:
- внешние факторы: характер самой деятельности (повышенное психоэмоциональное напряжение), нестабильная организация самого трудового процесса (отсутствие четкой структуры и планирования труда, недостаток уровня информированности сотрудников, наличие бюрократии), повышенный уровень ответственности и завышенные требования и нормы (жесткие ролевые предписания, права потребителя, лицензионные соглашения и т.д.), дисгармоничная атмосфера внутри коллектива (как между сотрудниками, так и с менеджерами и руководителем), особенности профессионального контингента, с которым работает специалист (пациенты, школьники и родители и т.д.).
- внутренние факторы: интровертные черты характера, замкнутость, повышенный внутренний локус контроля, склонность всегда брать на себя ответственность, эмоциональная плоскость и сдержанность, невысокий уровень нравственно-моральных качеств (это влияет на сложность установления контактов с коллегами, а также с потребителями)
Основные симптомы профессионального выгорания проявляются на нескольких уровнях:
- психофизический: повышенная утомляемость, слабость и усталость в течение всего рабочего дня, а также сразу же после пробуждения; сниженная скорость реакции (общая заторможенность), а также отсутствие проявление интереса к новым стимулам, частые головные боли, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, колебания веса (либо увеличение либо резкое снижение), проблемы со сном (раннее засыпание и пробуждение ранним утром или неспособность долго уснуть и тяжелое пробуждение перед работой), изменения общей чувствительности рецепторов (потеря обоняния, снижения тактильных рецепторов, вкусовых)
- социально-психологический: общее ощущение равнодушия ко всему, скуки, преобладание подавленности, повышенная раздражительность, тревожность, эмоциональная нестабильность, ощущение гиперответственности (неспособности делегировать ответственность из-за страха. что другие сделают плохо), преобладание общих негативных установок относительно жизни
- поведенческий: изменение режима рабочего дня (ранний приход и поздний уход, либо поздний приход и ранний уход с работы), тенденция брать работу на дом (даже если в этом нет необходимости), склонность уходить от принятия решений, а также не выполнять профессионально важные задачи, застревание на мелких задачах, общее снижение рабочего энтузиазма, неверие в изменения, ощущение собственной бесполезности и безразличия к собственным результатам.
Наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания люди, у которых не развиты конструктивные навыки преодоления стрессовых и напряженных ситуаций. Помимо того, прослеживается взаимосвязь развития данного синдрома у людей с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, своих силах и возможностях. Таким образом, главный фактор устойчивости к развитию синдрома профессионального выгорания - наличие конструктивных навыков разрешения стресса, положительного образа самого себя, оптимистичного отношения к жизни и другим людям, а также уверенности в своих силах.
Стадии развития синдрома
В развитии синдрома психологи выделяют следующие стадии:
- предупреждение - это период, в течение которого специалист начинает ощущать собственную некомпетентность, в результате чего у него развивается первые психосоматические симптомы (бессонница, усталость, вялость). На данной стадии происходит разочарование в себе, своих способностях, месте работы и конкретной должности.
- снижение собственной активности и инициативности - это период развития безразличия, снижения эмпатии (морально-нравственная дезориентация), избирательности и скупости эмоционального реагирования, который начинается с опозданий на работу, продлении себе перерывов. Реализация профессиональных задач на данной стадии сильно зависит от настроения.
- эмоциональное реагирование - это фаза активизации ярких эмоциональных состояний как в сторону активности, так и пассивности. Как правило, у специалистов развивается межличностная агрессия, вспышки гнева и ярости, а также острые депрессивные состояния.
- деструктивное поведение - это стадия, на которой уже довольно отчетливо проявляется симптоматика синдрома. Начинаются проблемы с концентрацией и устойчивостью внимания, проявляется ригидность и стереотипность мышления, неспособность выполнять сложные задачи, скудость воображения. Относительно психологических характеристик, проявляется резкое падение мотивации, отсутствие личной заинтересованности в работе, очень формальное выполнение задач. Эмоциональный потенциал специалиста сильно истощается, наблюдается избегание социальных контактов, выраженное индифферентное отношение к другим
- психосоматические проявления - это стадия резкого снижения иммунитета, регулярных проблем со сном, аппетитом, сексуальной активностью, появляются мигрени, одышка, тахикардия. Также нередко на данной стадии человек уходит в зависимые формы поведения.
- разочарование - это последняя стадия развития синдрома, которая выражается в экзистенциальном ощущении общей беспомощности, бесперспективности и безнадежности. При этом, актуализируется мысль относительно бессмысленности жизни. Таким образом, постепенно человек оказывается вне всех сфер жизни: профессиональной, межличностной и внутриличностной.
В целом, можно выделить следующую динамику: сначала происходит напряжение, затем активизируются механизмы психического сопротивления (экономия эмоций, снижение нравственно-моральных ценностей), а затем происходит истощение психических ресурсов вследствие неэффективности методов сопротивления.
Исходя из данной динамики можно сделать вывод, что точка, с которой начинается выгорание - это ощущение неуверенности в себе, чувство некомпетентности, с которыми человеку не справиться конструктивно: через поддержку близких или коллег. Стратегия, которой начинает пользоваться человек - это уход в профессиональную реализацию, но этот уход оказывается таким образом очень неэффективным.
Основные способы саморегуляции и профилактики
Психическая саморегуляция - это комплекс мер по самостоятельному управлению психическими процессами, состояниями и переживаниями.
С точки зрения направленности, методы саморегуляции могут быть ориентированы на активизацию (через повышение психофизиологической активности), восстановление (через ослабление симптомов утомления и усталости) и релаксацию (через снижение эмоциональной напряженности).
К основным методы саморегуляции относятся:
- Словесные методы саморегуляции работают по принципу коротких, четких фраз, сформулированных в позитивном ключе, обладающих активизирующим или релаксационным воздействием. Это помогает для регуляции сильных эмоциональных состояний (страха, гнева, злости). Такие фразы или слова можно также и внешне оформлять: расклеивать на видные места, чтобы на них попадал взгляд. Также можно использовать техники самопрограммирования (аффирмации) перед важными событиями, что помогает снизить напряжение, волнение и тревогу. Техника самопоощрения оказывается также очень действенной в ситуациях нервно-психического напряжения.
- Визуальные техники строятся по принципу актуализации неких зрительных образов. Как правило, визуализация сопряжено с медитацией - это вход в некое психическое состояние посредством определенной инструкции. Для этого можно вспоминать какие-то ситуации, в которых нам было комфортно и спокойно и начинать вход в медитацию с одного из трех направлений: ощущений (телесные ощущения), образом (визуальных) и звуков (прислушаться к тому, что я слышу в данный момент).
- Дыхательные техники работают по принципу активизации (частое дыхание) или релаксации (глубокое и медленное). Изменяя ритм дыхания, мы можем ввести себя в определенное состояние или вывести из него: брюшное дыхание помогает человеку расслабиться в ситуациях страха и тревоги, а ключичное помогает взбодриться в условиях монотонной работы.
- Мышечные техники реализуются через последовательное напряжение и расслабление тонуса скелетных мышц, как во всем теле, так и в его конкретных участках. Развитие техник мышечной релаксации позволяет отслеживать, какие участки тела в каких ситуациях напрягаются, и затем последовательно расслаблять их, снимая напряжение таким образом.
- Техники, связанные с вниманием - использование концентрации и переключаемости внимания на определенных объектах в ситуациях страха, тревоги и напряжения. Переключение и удержание внимания может реализовываться как на внешних объектах, так и на внутренних (с закрытыми глазами, на дыхании, ощущениях, звуках).
Основной шаг в профилактике синдрома профессионального выгорания - это осознанное проведение границ между личной и профессиональной жизнью. Нельзя добиться успеха и реализации в профессии, заплатив за это своей личной жизнью. Это дисбаланс, который рано или поздно даст о себе знать. К тому же важно понимать, что стремление компенсировать неудачи на работе еще большим же уходом в работу - это уже гиперкомпенсация, что не является благоприятным для развития личности.
Для выравнивания баланса между работой и личной жизнью, необходима работа в интервальном формате: нужно засекать определенное время, в течение которого вы будете выполнять работу, а затем обязательно отдыхать некоторое время (сменить обстановку, выйти на свежий воздух, хотя бы на 5-10 минут).
Помимо этого, важно отметить, что поскольку этот синдром - это ответ на чувство неуверенности, важно научиться планировать свою профессиональную деятельность, выделять в ней краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.