Психология народов (этнопсихология, этническая психология) — это отрасль психологического знания, которая направлена на исследование особенностей психического склада различных рас и народностей. Также она является крупным разделом социальной психологии и междисциплинарной областью знаний, возникших на пересечении двух наук (культурная антропология и психология).
Сущность и становление психологии народов
Психология народов является одним из направлений психологической социологии, возникшим и оказавшимся развитым в Германии во второй половине XIX — начале XX века. Самыми известными представителями являлись М. Лацарус, X. Штейнталь. В. Вундт.
Психология народов является направлением, которое возникает на стыке социологии и социальной психологии. Его сущность заключается в том, что основная движущая сила исторического процесса представлена народом (этносом). Он характеризуется активным началом («народным духом»), которое проявляется в следующих аспектах:
- Культура,
- Религия,
- Язык,
- Мифы,
- Обычаи,
- Нравы.
«Народный дух» предопределяет индивидуальное сознание и человеческую психику. Он обладает специфическими общими моментами, которые присущи этносу, и проявляется через сходные структуры национальной культуры совпадающих черт характера. На основе анализа этого феномена можно определить социально-психологический портрет соответствующего этноса. Он состоит из мифологии, народных обычаев, национальной культуры.
Максимально предметно психология народов была проанализирована Вильгельмом Вундтом, который посвятил этому главный (десятитомный) труд своей жизни, назвав его «Психология народов». Это огромное исследование включает богатейший теоретический и эмпирический материал, касающийся особенностей психологии разных народов и этносов. Ученый рассматривал специфические проявления их «народного духа» в рамках культуры, искусства, языка, мифов, обычаев, нравов, привычек и др.
Вундт получил известность благодаря своим научным трудам, а также тому, что создает в 1879 году в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию. Впоследствии она превращается в международный центр экспериментальной психологии.
Вундт рассматривал психологию народов в качестве самостоятельной науки, наряду с индивидуальной психологией. Хоть та и пользуется услугами последней, но и сама может оказать индивидуальной психологии значительную помощь. Ученый не соглашается с противопоставлением индивидуальной психологии, психологии народов, предложенным Лацарусом и Штейнталем. Он рассматривал их во взаимосвязи, а психологию народов в качестве сложного творческого синтеза индивидуальных сознаний.
Основные проблемы психологии народов
По Вундту психология народов включает 3 большие области и столько же основных проблем, которые требуют специального психологического исследования. Они представлены:
- Языком,
- Мифами,
- Обычаями.
Проблемы психологии народов являются общими духовными явлениями. Они настолько тесно срослись друг с другом, что одно из них не представляет собой себя без другого. Исследование взаимодействия стало составлять важнейшую задачу психологии народов. Другая ее важная проблема состояла в стремлении психологически познать сущность духа народа для открытия законов, по которым будет протекать духовная деятельность.
Язык, мифы и обычаи являлись в теории непосредственным продуктом творчества духа народа. Они представляют собой не какие-то фрагменты данного творчества, а выступают как сам дух народа в его относительно не затронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов исторического развития виде.
Вундт стремился доказать, что язык, мифы и обычаи не имеют зависимости от индивидуального сознания и личностных волевых актов. Кроме этого, сознание и воля начинают испытывать на себе воздействие духа народа в качестве содержания его психологии. По этой причине психология народов считалась первичной, а психология индивидов — вторичной по отношению к ней.
Вундт рассматривал язык, мифы и обычаи не только в совокупности и связи, но и раздельно. Он давал им характеристику. Так, язык, по его мнению, включает форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы состоят из первоначального содержания этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Обычаи же являются направлениями воли, возникшими из этих представлений.
Ученые в развитии психологии народов пытались придать ей более конкретный и реалистический вид. Это происходило с помощью предложенной Вундтом программы эмпирических исследований языка, мифов, обычаев ряда этносов. Этим ученый создал своего рода социологию для обыденного сознания.
Такое предложение впоследствии оказалось кстати (например, при возникновении феноменологической социологии и этнометодологии и провозглашении объектом их исследовательских интересов повседневной, обыденной жизни людей и этносов).
Реализация программ эмпирических исследований психологии народов должна была превращать ее превращение в описательную научную дисциплину, которая занималась изучением внутренних, глубинных особенностей духовной жизни. В целом психология народов начала играть позитивную роль, так как поставила ряд социологических проблем духовной жизни этносов, привлекая к их анализу различных ученых (лингвисты, историки, этнографы, филологи, психологи и социологи). Это было первой попыткой изучения проблемы взаимодействия культуры и индивидуального сознания.
Проблема состояла в том, что теоретической концепции данного взаимодействия не было создано. Что же касается большого количества описательного материала, который использовали психологи, то он был далек от того, чтобы его можно было применять для создания объяснительной концепции.
Исследования, которые выполнялись в психологии народов, имели большое значение для возникновения и сближения исторической психологии, этнопсихологии, культурной антропологии, психолингвистики. Тем не менее, социология получает от этого направления гораздо меньше, чем остальные дисциплины.