Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений. Оно обеспечивает регуляцию поведения и деятельности, адекватную условиям действительности.
Понятие психического здоровья
В дошкольном воспитании решению проблем, которые имеют отношение к охране и укреплению здоровья детей, отводится ведущая роль. К сожалению, в реальности забота о физическом здоровье детей в том или ином виде отражена во всей документации, регламентирующей работу педагога, а требование «психологического благополучия» звучит как бессмысленное словосочетание. По этой причине важно подчеркнуть необходимость создания условий, которые позволили бы обеспечить не только физическое, но и психическое здоровье дошкольника.
В соответствии с определением ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия. Оно не предполагает только лишь отсутствие болезней или физических дефектов.
Под понятием «психическое здоровье» в науке понимается состояние душевного благополучия. Для психически здорового человека характерен психический комфорт, обеспечивающий адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Категория «психическое здоровье» зависит от нескольких факторов. Они сливаются в огромный поток и непрерывно оказывают воздействие на индивида на протяжении всей его жизни, начиная с момента зачатия.
Ученые выделили факторы, которые влияют на психическое здоровье, приписывая им процентное выражение в соответствии с их силой. На 50-55 % оно зависит от условий и образа жизни, на 20-25 % — от состояния окружающей среды, на 15-20 % — от генных особенностей, на 10-15 % - от работы учреждений здравоохранения. Данные факторы в аналогичной пропорции воздействуют и на общее здоровье.
Организм психически здоров, когда можно наблюдать его адаптивность и адекватность ко всей получаемой информации. При наличии определенной и уникальной способности восприятия информации, у организма предусмотрен резерв. Он помогает защищаться от неблагоприятных последствий, резкого изменения количества и качества информации.
В качестве специфических защитных механизмов выступают стресс и минимальная способность воспринимать информацию детьми. Некоторый уровень стресса требуется для нормальной реакции организма. Тем не менее, если его объем выше оптимального, то он может привести к различным психическим нарушениям.
Обеспечение психологической безопасности детей
Для обеспечения психологической безопасности детей в процессе их пребывания в ДОУ необходимо предупреждение и устранение различных угроз и опасностей, которые ведут к нарушению психического здоровья и способствуют возникновению психоэмоционального напряжения. Эти факторы способны снизить уровень естественной активности и настроения.
Причины нарушений психического здоровья дошкольников включают:
- Действия педагогов, которые не имеют достаточную психологическую подготовку;
- Неподготовленность ребенка к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам;
- Высокие ожидания со стороны взрослых в отношении ребенка;
- Негативные оценки воспитателя (например, выраженные в неконтролируемой реплике);
- Нерациональное и скудное питание, неправильная организация отдыха и сна;
- Отсутствие свободы движений и др.
Психосоматика современных детей совершенно отличается от детей прошлых поколений. Они имеют больший кругозор и словарный запас, проявляют большую эрудированность. Но эти дети могут оказаться более незащищенными и неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации, который увеличивается и ускоряется из-за социально-экономических условий жизни.
После достижения высокого уровня, она ведет среди всего положительного к дезорганизации природной основы эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка. У него возникает кризис эмоциональности, и, как следствие, стресс, эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств. Данные проявления способны приводить к ухудшению состояния психического здоровья.
Проблемы сохранения психического здоровья
Сегодня существует большое количество факторов, которые негативно влияют на психическое здоровье дошкольников. Они включают ускорение темпа жизни, неудовлетворительные условия жизни, дисгармонию в семье, стиль воспитания, недостаточное количество движений и др.
Ускорение темпа современной жизни предопределяет дефицит времени, которого становится недостаточно для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Следствием этого выступает большая загруженность родителей, их невротизация и множество личностных проблем, сочетающихся с недостаточной осведомленностью о способах решения внутриличностных конфликтов.
Факторы, которые негативно отражаются на психическом здоровье, также включают неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ДОУ. Сильное психотравмирующее событие для ребенка в раннем возрасте (до 3-х лет) заключается в помещении его в дошкольное учреждение. Также на психическое состояние влияет привлечение няни для воспитания, так как такой ребенок еще не готов к разлуке с матерью.
У дошкольников постоянное чувство беспокойства и неуверенности в себе вызывает дисгармония семейных отношений. Она проявляется в частых конфликтах, громких ссорах между родителями. На психическое здоровье влияет и стиль родительского воспитания. Например, при авторитарном стиле ребенок становится замкнутым, раздражительным, боязливым, агрессивным.
При непоследовательном руководстве (индифферентный стиль) проявляется гнев, раздражение, тревожность, чувство вины у детей. Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка представлено спокойной и доброжелательной обстановкой в семье, которая создается с помощью постоянного присутствия родителей.