Проблема личности — это центральная проблема современной психологии. Эта категория считается основной загадкой человеческого мира, его тайной. С точки зрения науки — это понятие, которое активно используется в деловом языке большинства профессий и в житейском плане.
Понятие личности
Личность – это социальное качество человека (индивида). Она является индивидуальным уровнем общественной жизнедеятельности (индивидуальным в качестве конкретного выражения социального).
Современная психология рассматривает личность как определенное ядро, которое воедино связывает разные психические процессы и сообщает его поведению требуемую последовательность и устойчивость. Проблема личности заключается в том, что именно считается ядром личности и что выступает в качестве ее интегрирующего начала. Так, К. А. Абульханова рассматривала личность как устойчивый психический склад человека, а К. К. Платонов определял личность в качестве человека как носителя сознания.
В психологии существует большое количество определений этой категории, но ни одно из них нельзя считать исчерпывающим или хотя бы фиксирующим самые базовые аспекты такого сложнейшего и разнопланового образования, каким выступает личность. В соответствии с решаемыми исследовательскими или прикладными задачами и используемыми при этом средствами, на первый план всегда будут выходить разные стороны понятия «личность».
Личность в узком понимании – это духовный индивид. Он является человеком, который живет в широком контексте культуры и общих ценностей человека, обладающего совестью и честью, убеждениями и идеалами. В широком понимании личность может выступать как феномен общественного развития, конкретный человек, который наделен сознанием и самосознанием.
Человек в качестве личности считается познающим и разумным существом (оценивающим и интерпретирующим). Он может быть свободен и наделен правом выбора. Всегда личность определяется через экзистенциальную субъектную ситуацию, включающую существование и осуществление.
Проблема личности как субъекта деятельности
В качестве субъекта деятельности личность устанавливает связи и отношения в мире. Личность как «Я» (самоидентичность) способна связывать данные взаимодействия в личностную иерархию. Личность имманентна и трансцендентна деятельности. Наряду с этим, работа с «Я-опытом» не представляет собой сортировку или классификацию впечатлений и воспоминаний. Этот процесс скорее можно представить как самоопределение личности, внутреннюю работу в сфере выбора самого себя. Результат обозначенной работы личности заключается не в простом увеличении знаний о себе, а в изменении, развитии, процессе новообразований личности.
Работа личности включает внутреннюю духовную работу, в ходе которой осуществляется ее подлинное (акмеологическое) становление.
Структура личности – это целостное системное образование. Она состоит из совокупности социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, которые сформировались в ходе онтогенеза и определяют поведение как действия сознательного субъекта.
Ведущим компонентом считается направленность личности. Это сложное личностное образование, способное определять ее поведение, отношение к самому себе и окружающим. В целом структура включает систему устойчивых связей между аспектами объекта. Она основана на понимании объекта как системы.
А. Г. Асмолов рассматривал четыре основных стратегии в понимании структуры личности:
- Конституционально-антропометрическую (связь особенностей личности с конституцией и строением тела человека);
- Факторную (структура личности как уникальное сочетание факторов или черт, связанное с их выраженностью и сочетанием);
- Блочную (рассматривалась отечественными психологами);
- Мотивационно-динамическую стратегию (чем более широка связь человека и мира, тем более развитой является личность).
Подходы к проблеме личности в психологии
Если обратиться к работам отечественных психологов, то они по-разному рассматривали проблему личности. Так, C. Л. Рубинштейн выделил 3 основные направления в этой области: индивидуально-психологические особенности, включая темперамент и характер); навыки, знания и умения; направленность личности.
К. К. Платонов определял в составе личности несколько подструктур:
- Биологическую подструктуру (тип высшей нервной деятельности, темперамент, возрастные и половые свойства);
- Психологическую подструктуру (память и мышление, эмоции и восприятие, сила психических процессов);
- Подструктуру социального опыта, определяющую степень личностного развития;
- Подструктуру направленности, включающую моральные качества, интересы, идеалы и мировоззрение.
Рассматривая мотивационно-динамическую стратегию, необходимо отметить, что у ее истоков стояла психология Зигмунда Фрейда, теория потребностей Абрахама Маслоу в рамках гуманистической психологии.
Особенным образом рассматривал проблему личности в психологии А. Н. Леонтьев. Он определял личность в качестве психологического образования особого типа, которое порождается жизнью в обществе. Личностью может быть только человек, который достиг определенного возраста.
В процессе жизнедеятельности люди вступают в общественные отношения с другими людьми. Можно сказать, что данные отношения становятся личностно-образующими. Формирование личности и сама жизнь человека выступает, в первую очередь, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение человеческих мотивов. Соподчинение разного типа деятельности способно создавать основу личности, а формируется она в онтогенезе.
Леонтьев не включал в состав проблем личности генотипически обусловленные особенности, которые включают темперамент, физиологическую конституцию, тип нервной системы, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные качества (например, профессиональные).