Личность – это своеобразная совокупность психических качеств, черт характера, свойств темперамента, выработанных предпочтений, специфики мышления, которая определяет индивидуальность человека и выделяет его из ряда ему подобных.
Понятие личности
Для социальной психологии личность выступает в качестве продукта общественных отношений, выразителя и конкретного носителя данных отношений, субъекта общественной жизни и элемента общности.
Личность представляет собой свойство индивида или совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, которые сформировались в ходе прямого и косвенного взаимодействия этого лица и делают его субъектом труда, познания и общения.
С помощью социальной психологии определяется, как и в каких конкретно группах личность способна усваивать социальные влияния и каким образом она реализует собственную социальную сущность.
Социальная психология исследует стороны личности, характеризующие социальные связи и человеческие отношения, включая Я-концепцию, СУ, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивацию.
В качестве предмета исследования для социального психолога выступают локус контроля, самоэффективность, самопрезентация, самоуничижение и самовосхваление. Самоэффективность представляет собой уверенность человека в своей компетентности, способности достигать высокого результата в определенном виде социальной деятельности.
Чувство собственного достоинства является чувством удовлетворенности собой, гордости за самого себя. Самоуважение представляет собой положительное отношение к себе (человек принимает себя таким, какой он есть).
Проявление локуса контроля заключается в том, что человек может искать и находить объяснение поведению других людей. Самопрезентация включает представление себя другим людям или процесс выбора человеком форм социального поведения, направленных на то, чтобы произвести впечатление на других.
Структура личности в социальной психологии
Платонов включил в структуру личности 4 подструктуры:
- Биологически обусловленную подструктуру, в том числе темперамент, половые и возрастные свойства психики;
- Психологическую подструктуру, включая мышление, память, эмоции, ощущения, чувства, волю;
- Подструктуру социального опыта, включая привычки, знания, навыки, умения;
- Подструктуру направленности личности, в том числе склонности, влечения, желания, интересы, убеждения, идеалы, индивидуальную картину мира.
Важный регулятор поведения личности представлен Я-концепцией, которая является совокупностью представлений человека о самом себе, взаимосвязанных с его СО.
Значение Я-концепции заключается в следующих положениях: достижение внутренней согласованности личности; определение характера и особенностей интерпретации приобретенного опыта; источник ожидания в отношении своего поведения и самого себя.
Платонов считал, что все свойства (черты) личности способны уложиться в данные структуры, постоянно взаимодействующие друг с другом. Характер представляет собой «каркас личности», он аккумулирует свойства 4 подструктур в «основном» блоке.
Актуализация способностей происходит в деятельности, определяя «качество личности». Платонов пояснил выбор названий подструктур и всей личностной структуры так: «основная» подструктура называется так для отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому и являются общими, что характерны для любой личности; «динамическая» структура названа так, поскольку меняется в онтогенезе личности и различается для разных конкретных личностей; «функциональная» характеризуется тем, что структура в целом и ее элементы призваны исполнять определенные функции.
Рассмотрение проблемы личности с помощью различных моделей
Ковалев рассматривал структура личности с помощью соотношения психических процессов, состояний и свойств. В итоге такое положение обусловило формирование «сложных структур» личности, в том числе:
- Темперамента в виде «структуры природных свойств», которые представляют собой нейродинамические свойства мозга;
- Направленности, которая включает систему потребностей, идеалов и интересов;
- Способностей, которые представлены с помощью системы интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств;
- Характера в качестве структуры, которая синтезировала свойства первых трех сложных структур.
Автор писал, что развитие начинается от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам, при этом духовный облик индивида формируется за счет синтеза структур.
Р. Мейли в структуре личности рассматривал 3 компонента: темперамент, характер и способности. Он считал, что все эти составляющие личности способны определять ее действия в некотором аспекте. Так, темперамент создает динамику, энергетику действий; способности представляют собой механизм осуществления действий; характер способен придавать действиям смысл и целенаправленность.
Модель Э. Берна чем-то напоминает модель личности по Зигмунду Фрейду. Автор приписал личности 3 подсистемы и назвал их «эго-состояниями. Каждое из них можно вполне сопоставить с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я».
В качестве первой инстанции выступает «родитель». Она осуществляет и олицетворяет контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция названа «ребенок» и характеризует аффективные комплексы. Она представлена в 2 возможных вариантах: естественный ребенок (веселый, фантазирующий, импульсивный) и ребенок адаптированный (отчужденный, бунтующий против «родителя»).
Третья инстанция — «взрослый», олицетворяющая рациональность, компетентность, независимость и способность вероятностно оценивать ситуацию.
А. Маслоу рассматривал мотивационную сферу в качестве основы личности. Она была представлена автором в виде иерархии потребностей от первичных (физиологических) до «вершинных» (духовных). Маслоу рассматривал все потребности в качестве врожденных образований.