Проблема биологического и социального в развитии психики — это проблема, характеризующая психическое становления индивида в соответствии с формированием его личности. Она связана с историей предыдущего развития человека как вида (филогенезом), и его индивидуальным развитием (онтогенез).
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии
Современная психологическая наука основана на положении детерминированности психического развития человека через взаимодействие нескольких факторов, обстоятельств, условий. Они в целом представляют собой биологические и социальные факторы.
Биологические факторы включают систему природных факторов, которые оказывают влияние на индивидуальное человеческое развитие. Человек здесь выступает в качестве биологического организма, что вызывает наследственные особенности.
После рождения все дети попадают в среду людей, названную социумом. Он активно влияет на развитие каждой личности.
Социальные факторы — это система факторов, которые порождены общественным развитием и детерминируют человеческое поведение. Личность в таком случае выступает в качестве общественного существа.
Психическое развитие представляет собой необратимый процесс, включающий направленные и закономерные изменения, которые способствуют проявлению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении индивида. Среди основных свойств развития, отличающих человека от всех других существ, необходимо выделить:
- Необратимость, которая представляет собой способность накапливать изменения, надстраивать новые изменения над предыдущими;
- Направленность, являющаяся подчиненностью единой, внутренней взаимосвязанной линии развития;
- Закономерность в виде способности воспроизводить однотипные изменения у разных людей.
Факторы развития человека
Психологи рассматривают развитие человека с позиции нескольких определяющих его факторов. Они представляют собой ведущие детерминанты и включают в свой состав среду в виде общественных, материальных и духовных условий жизни, а также активность как деятельное состояние организма и условие его существования и поведения.
Наследственность представляет собой все индивидуальные свойства человека и считается предпосылкой развития личности. Среда (общество) напрямую влияет на социальные свойства личности, а активность оказывает воздействие на индивидуальные и социальные составляющие.
В XIX в. Ученые сформулировали закон, в соответствии с которым онтогенез (индивидуальное развитие) — это сокращенное повторение филогенеза, представляющего собой историческое развитие. Биогенетический закон перенесли в возрастную психологию, что предопределило возможность представлять развитие психики в качестве повторения базовых этапов биологической эволюции и стадий культурно-исторического развития.
В. Штерн, который был сторонником теории рекапитуляции, описывал развитие ребенка так: в первые месяцы своей жизни человек находится на стадии млекопитающего, для второго полугодия характерно достижение стадии высшего млекопитающего (обезьяна), далее происходит развитие в соответствии с начальными ступенями человеческого состояния. После того, как ребенок поступает в школу, он начинает усваивать человеческую культуру. Первоначально это происходит в духе античного и ветхозаветного мира, далее (в возрасте подростка) с точки зрения фанатизма христианской культуры. Только в зрелом возрасте этот процесс поднимается до уровня культуры Нового времени.
Противоположным подходом к развитию психики с точки зрения биологического и социального можно наблюдать в социологизаторском направлении, истоки которого были прописаны в концепции Д. Локка. Ученый выдвинул положение о том, что дети появляются на свет с чистой душой, которая похожа на доску. На ней учителя пишут все, что угодно. В этом понимании дети, которые не отягощены наследственностью, вырастают такими, какими их желают видеть близкие взрослые.
Данные концепции страдают односторонностью, поскольку преуменьшают или отрицают роль одного из двух факторов развития. Помимо этого, процесс развития лишен здесь присущих ему качественных изменений и противоречий. Так, в первой ситуации происходит запуск наследственных механизмов и разворачивание того, что содержалось изначально. В другом, под влиянием среды приобретается большой опыт.
Современное понимание биологического и социального в развитии человека
Сегодня биологический фактор, прежде всего, рассматривается с позиции наследственности. До настоящего времени так и не было достигнуто единой позиции в отношении того, что именно в детской психике основано на генетике.
Российские специалисты полагают, что происходит наследование по крайней мере двух моментов — темперамента и задатков способностей. У разных детей функционирование ЦНС происходит по-разному. Сильная и подвижная нервная система, в которой преобладают процессы возбуждения, может дать холерический, «взрывной» темперамент. Если же наблюдать уравновешенность процессов возбуждения и торможения, то проявляется сангвинический темперамент.
Наследственные задатки способны придавать своеобразие процессу развития способностей. Они определенным образом облегчают или затрудняют этот процесс. Тем не менее, развитие способностей будет зависеть не только от задатков.
Биологический фактор, кроме наследственности, состоит из особенностей протекания внутриутробного периода жизни. Психические отклонения и задержку развития вызывают болезни матери или лекарства, которые она принимала во время вынашивания. На дальнейшем развитии отражается и сам процесс родов.
Второй фактор представляет собой среду и его часто называют социальным. Он включает:
- Традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности,
- Культура, которая принята в данной местности,
- Моменты, определяющие систему воспитания.
Важным считается не только вопрос о том, что понимается под биологическим и социальным, но и проблема их соотношения. В. Штерн выдвигал в этой сфере принцип конвергенции двух факторов, в соответствии с которым и биологическое, и социальное в равной мере значимо для психического развития.