Понятие и сущность тревожности
Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного и, зачастую, беспочвенного, беспокойства, испытывать тревогу и страх, в ежедневных социальных ситуациях, не располагающих к этому.
В настоящее время проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в практической психологии. Кроме того, важное место занимают вопросы коррекции тревожности у детей и взрослых.
Тревожность, необходимо отличать от тревоги. Тревога представляет собой кратковременное состояние проявления беспокойства и волнения, вызванное определенными обстоятельствами (выступление на утреннике, чтение стихотворения перед публикой и т.д.). В то время как тревожность является длительным и безосновательным состоянием.
В современной психологии тревожность рассматривается с нескольких аспектов:
- Определенное психологическое явление.
- Индивидуальная психологическая особенность личности.
- Склонность индивида к тревоге и переживанию.
- Состояние повышенного беспокойства.
Тревожность не связана с какой-либо конкретной ситуацией, человек испытывает ее практически всегда, при любых жизненных обстоятельствах, даже тех, которые к ней не располагают. То есть, человек, который испытывает тревожность, ожидает неблагополучия от разнообразных стандартных жизненных факторов, а также окружающих людей, даже в том случае, если они не выказывают по отношению к нему негатива. Тревожность сопутствует человеку во всех видах его деятельности.
В настоящее время проведено достаточно исследований тревожности, причин ее возникновения, особенностей течения и видов.
Основные виды тревожности:
Ситуативная тревожность – это вид тревожности, который был порожден конкретной ситуацией, которая объективно способна вызвать у индивида беспокойство.
Данный вид тревожности может возникнуть у любого человека в преддверии возможных жизненных трудностей, осложнений или неприятностей. Это состояние не является патологией, так как оно выступает в качестве мобилизирующего механизма, которое позволяет человеку подойти к решению проблемы ответственно и серьезно.
Личностна тревожность – это вид тревожности, который рассматривается как определенная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к тревогам и переживаниям в разнообразных жизненных ситуациях, даже в тех, которые к этому не располагают.
В случае, если человек подвержен личностной тревожности, то он находится постоянно в подавленном и настороженном состоянии, испытывает трудности в общении с окружающими людьми и миром, воспринимая их как враждебные. Если такой вид тревожности проявляется у ребенка в период формирования его личности, то он оказывает негативное воздействие на самооценку ребенка и его восприятие окружающей действительности.
Основные направления психоррекционной работы по преодолению тревожности
Психокоррекционная работа с тревожными детьми и взрослыми имеет следующие основные направления:
- Формирование необходимых практических и жизненных умений и навыков.
- Формирование адекватного отношения к собственной деятельности и ее продуктам.
- Научить адекватно относится к собственным ошибкам и неудачам, не боятся ошибиться.
- Формирование верного отношения к деятельности других людей и ее продуктам.
- Обогащение и расширение навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками, детьми и т.д.).
- Воспитание адекватного отношения к мнению и оценкам окружающих людей.
- Формирование и развитие основных новообразования, способствующих успешному обучению, взаимодействию с другими людьми и т.д.
В настоящее время разработано большое количество методов, средств и методик по преодолению тревожности.
Литературные мероприятия как средство преодоления тревожности
Литературные мероприятия – это мероприятия, которые организуются с использованием художественных произведений и приурочены к определенной дате.
Метод литературных мероприятий используется педагогами, психологами и врачами, каждый из которых находит в них тот ресурс, который позволяет оптимально решать профессиональные задачи.
Чаще всего литературные мероприятия организуются библиотеками и приурочиваются к знаменательным датам. Например, литературный вечер в день рождения поэта, литературный благотворительный аукцион на день пожилого человека, литературные зимние вечера и т.д. В ходе таких мероприятий люди имеют возможность не только пообщаться в спокойной обстановке, но и поделиться своим мнение о том или ином авторе, прочитанном художественном произведении, прочесть собственные стихотворения и прозу и т.д.
Использование литературных мероприятий в качестве средства по преодолению тревожности обусловлено тем, что они проходят в «теплой», эмоционально и психологически благоприятной обстановке, достаточно спокойны по своему течению, располагают к расслаблению и доверительному общению.
В ходе литературных мероприятий, человек имеет возможность не только познать мир художественных произведений, но и значительно расширить для себя представлений об окружающем мире, научиться взаимодействовать с ним. Обусловлено это тем, что в ходе совместного чтения и обсуждения художественных произведений осуществляется формирование бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает:
- Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
- Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
- Вокруг множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если человек не может справиться со своими проблемами сам. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.