Юношеский возраст – это период в развитии человека, нижняя граница которого - 15 лет, а верхняя - 21 год, непосредственно предшествующий периоду взрослости.
Проблема психологического одиночества
Одиночество представляет собой одну из острых проблем современного общества. Несмотря на включение подростков и молодых людей в различные коммуникативные сети, намечена тенденция к росту уровня субъективного одиночества. Об этом свидетельствуют научные исследования, показывающие рост числа обращений за психологической помощью.
Негативные переживания, испытываемые молодыми людьми в отношении одиночества, оказывают воздействие на процесс их социализации и развития личности и становятся основной причиной социальной дезадаптации. Сегодня психология не содержит единого определения понятия одиночества.
Современные российские исследования рассматривают это понятие следующим образом:
- Переживание отсутствия вовлеченности в связи с окружающими людьми;
- Состояние людей, которые находятся в измененных (непривычных) условиях изоляции;
- Социально-психологическое явление.
Если человек попадает в условия одиночества, которые связаны с экспериментальной, географической и социальной изоляцией, то происходит прерывание всех социальных связей. Это способно вызвать формирование острых эмоциональных реакций. В некоторых ситуациях они сопровождаются психологическим шоком, тревогой, депрессией и выраженными вегетативными реакциями.
Одиночество как социально-психологическое явление связано с глубоким субъективным эмоциональным переживанием. Оно характеризуется отсутствием близких, позитивных эмоциональных связей с людьми (страхом их потери) в результате вынужденной социальной изоляции или изоляции, имеющей психологические причины.
Одиночество в юношеском возрасте
Одиночество в юношеском возрасте чаще всего рассматривается в качестве состояния изоляции, отсутствия вовлеченности в связи с окружающим миром и людьми. Для данного состояния характерны глубокие, как правило, негативно окрашенные эмоциональные переживания.
Современные российские психологические исследования рассматривают когнитивные аспекты совладания с одиночеством. В частности, исследуются следующие факторы одиночества:
- Когнитивная самооценка уровня одиночества;
- Личностная детерминация оценивания;
- Ресурсы преодоления отрицательных аспектов и представлений об одиночестве.
Воспринимая себя одинокими, юноши и девушки не чувствуют удовлетворенности от жизни. Последствия эмоционального, когнитивного и поведенческого характера могут индуцировать одиночество у других людей. Оно считается заразительным, приводит к потере или ослаблению социальных связей, снижая степень удовлетворенности другими. В психологии есть исследования, которые указывают на снижение иммунитета у субъективно одиноких людей.
Рост числа исследований по юношескому одиночеству оправдан с точки зрения специфической деятельности, которую осваивает эта группа в связи с представлениями возрастного периода юности. В. С. Мухина отмечала условность возрастных границ юности в качестве периода между отрочеством и взрослостью. Границы юношества определяются чаще всего периодом с 15-16 до 21-25 лет.
Юность — это стадия жизни, в течение которой происходит становление человека в качестве личности. В процессе долгого и сложного пути онтогенетической идентификации и уподобления другим людям представители этой возрастной группы приобретают социально значимые свойства личности. Наряду с этим, на этой стадии происходит развитие механизма идентификации-обособления.
Отдельные исследования представлений об одиночестве у студентов показывают, что они характеризуются поверхностностью. Одиночество в этом случае является вариантом переживаний психологической отдельности, своей индивидуальности. Оно связано с оптимальным соотношением результата процессов идентификации и обособления.
Исследования представлений об одиночестве
Перспективы исследования одиночества в качестве переживания относятся к социальным и экологическим аспектам. Они способны увеличивать или усиливать распространение болезненных чувств, которые связаны с изоляцией или отчуждением от других людей. Также они относятся к условиям, при которых этот феномен становится ресурсом личностного развития.
В ходе одного из исследований феномена одиночества ученые выдвинули несколько гипотез касательно данного явления:
- Студенты-первокурсники военно-технических специальностей, которые проживают в условиях частичной изоляции (например, в казарме), переживают одиночество не так остро, как иногородние студенты технических специальностей, проживающие в студенческих общежитиях;
- Студенты-первокурсники технических специальностей переживают одиночество глубже, чем студенты-первокурсники военно-технических специальностей;
- Студенты технических специальностей, которые поменяли место жительства и социальные условия, переживают одиночество более остро, чем те юноши-студенты, которые проживают в родительских семьях.
Диагностику психологи осуществляли с помощью опросника «Одиночество» (разработан С. Г. Корчагиным), «Дифференциального опросника переживания одиночества (разработан Е. Н. Осиным, Д. А. Леонтьевым). Первый из них позволяет измерить глубину переживания одиночества в юношеском возрасте, а второй опросник дает возможность исследовать одиночество в качестве многомерного явления, которое сочетает позитивные и негативные факторы.
Исследования показали, что вне зависимости от общего высокого уровня одиночества у студентов технических специальностей, есть разница в некоторых критериях его переживания. Юноши, которые проживают в общежитии, более глубоко переживают одиночество, чем те, кто проживает в семье. Наряду с этим, студентам, которые находятся в неизмененных условиях проживания, в большей степени необходимы значимые связи с окружающими людьми.