Творческая личность — это человек, способный находить нестандартные решения стоящих перед ним задач. В целом творчество заключается в создании новых по замыслу культурных или материальных ценностей, которые отличаются неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (например, танец, стихотворение, рисунок, музыка).
Особенности формирования творческой личности
Творческое развитие человека начинается с детского возраста и представляет собой важнейший фактор общего и индивидуального развития личности. Оно представляет собой особый аспект последующей социализации личности.
Тем не менее, самые первые этапы развития человека часто протекают творчески ориентированно. В этом процессе для педагогов и родителей необходимо своевременно определить и начать развивать наклонности ребенка, грамотно оказывая ему поддержку.
Первостепенная задача, которая возлагается на взрослых, причастных к воспитанию, заключается в том, что необходимо уделять большое внимание наблюдению за действиями ребёнка. Его деятельность и поступки для несведущего человека могут казаться абсолютно ординарными, часто даже крайне нежелательными, но на самом деле, они могут быть явными предпосылками творческого развития.
Предпосылки творческого развития предполагают наличие и использование определённого набора базовых знаний, которые способствуют максимально эффективному процессу воспитания.
Как показала практика, приоритет творческого развития учащихся, выделяемый на уровне политики страны в сфере образования, до настоящего времени далек от реального воплощения в жизнь
Мнения исследователей-психологов, порожденные проведением многолетних экспериментов, часто совпадают. Они считают, что психические свойства человека, основа интеллекта и всей духовной области проявляются и развиваются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом результаты развития предпосылок творчества можно обнаружить уже в более позднем возрасте.
Как правило, отсутствие творческого начала становится очевидным в старших классах, что представляет собой непреодолимое препятствие в ходе решения нестандартных задач и интерпретации материалов первоисточника.
Таким образом, развитие предпосылок творческих способностей представляет собой важнейшую задачу начального образования. Данный процесс способствует пробуждению инициативы и самостоятельности принимаемых решений, вырабатывает привычку самовыражаться свободно и быть уверенным в себе.
Творческое развитие личности
Понятие «развитие» можно определить в качестве изменения во времени, совершенствования, процесса перехода из одного состояния в другое, более совершенное.
Творческое развитие личности осуществляется в ходе всей жизни. Для него характерны следующие процессы:
- Изменения в мировоззрении,
- Проявление самосознания человека, включая его отношения к действительности,
- Появление и развитие способностей, характера,
- Накопление опыта.
Развитие личности представляет собой в общем виде расширение ее возможностей в процессе формирования новых потребностей. Из этого следует, что творческая деятельность, с одной стороны, может определяться каким-либо новым (оригинальным) продуктом, который имеет социальную значимость. С другой стороны, совсем не важно, чтобы новизна являлась объективной.
Напротив, так как речь идет о школьном возрасте, то вполне логично не ждать от ребенка каких-то открытий, которые представляют большое значение для общества. Здесь будет правильнее говорить о субъективной новизне, которая характерна только для субъекта творчества (ученика), который открывает что--то новое именно для себя (осмысливает что-то по-новому, развивается).
Развитие творческих предпосылок предполагает определение и совершенствование творческих способностей, движение вперёд, совершенствование. Творчество представляет собой движение от старого к новому, от простых вещей к сложным. Творческое развитие, таким образом, подразумевает индивидуальные психологические особенности, не зависящие от умственных способностей. Они проявляются через особое видение мира, наличие собственной позиции на окружающую среду, воображение, фантазии и действительность.
Предпосылки творческого развития у детей
Предпосылки развития творческого начала могут зарождаться и проявляться у ребенка уже в раннем возрасте. Ребенок естественным образом любопытен и творчески. Он постоянно экспериментирует, исследует окружающую действительность, играет с разнообразным материалом.
Для детей не существует штампов и шаблонов, точной или неправильной работы с красками и рисунком. Дети легко поют придуманные песни, сочиняют стихи и танцы, просто наслаждаясь тем, что делают. В этом процессе они учатся и чувствуют внутреннюю свободу, выражая себя.
Ребенка нельзя считать пустым сосудом, который педагог должен заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок представляет собой личность, причем его личность существует изначально, но еще не проявила и не смогла осознать себя. Для этого и нужна помощь педагога.
Педагог и родители всегда должны обращать внимание на предпосылки творческого начала у детей. Обучение творчеству, развитие творческого потенциала и способностей ребенка имеют решающее значение в системе эстетического воспитания и образования в целом.
В качестве предпосылок развития творческой личности выступают следующие факторы:
- психологические качества,
- педагогические факторы.
О реальности и необходимости раннего творческого развития ребенка говорили не только психологи (например, Теплов, Блонский, Выготский), но и многие педагоги. Так, П. Волков и Л. Казанцев в своем труде «Развитие творческого начала у младших школьников» писали, что, дети наделены живой фантазией и потребностью творить.
Занятия творческой деятельностью ведут к развитию творческих способностей. Их воспитание будет эффективно только тогда, когда представит собой целенаправленный процесс. В его ходе необходимо решить ряд частных педагогических задач, сконцентрированных на достижении конечной цели.