Теоретическая психология как область психологической науки
Особенное место среди разделов психологии занимает наука, которой дали называние теоретической психологии. Теоретическая психология в литературных источниках всегда рассматривалась как сфера психологической науки, задачей которой считается исследование ее преимущественно общих закономерностей.
Теоретическая психология ‒ область науки, предметом которой выступают основания и принципы построения системы теорий психологической науки.
Теоретическая психология позиционирует психологическое познание как особенный вид деятельности, реализуемый при помощи категориального аппарата, состоящего из наиболее общих, не приводимых к другим и не выводимых из других понятий.
Концепция данных понятий содержит базовые (такие, скажем, как мотив, образ, действие и др.) и метапсихологические категории. Последние интегрируют базисные психологические группы с категориями науки о природе и обществе (к ним, скажем, принадлежат «деятельность», «сознание», «личность» и др.).
При помощи категориального аппарата, основываясь на общенаучных объяснительных принципах (системности, детерминизма, развития), психологическая мысль раскрывает и изучает исторические пути разработки собственных ключевых проблем (психофизиологической, психофизической, психогностической, психосоциальной и др.). Теоретическая психология как способ самопознания наукой закономерностей и логики своего формирования выступает фундаментом любых течений практической психологии.
Основные аспекты теоретической психологии
Двумя главными аспектами теоретической психологии представляется разработка субстанциональной (основной) теории и метатеории. Субстанциональная теория определена для разъяснения фактов, а метатеория ‒ для разъяснения природы теории.
Субстанциональная теория - это научная теория, направленная на объяснения результатов наблюдения, которые относятся к точно обозначенной отрасли исследования.
Все же, на основании расхождения познавательных стилей у различных теоретиков, за пять столетий формирования науки был сформирован обширный спектр теорий различных типов.
Джозефом Ройсом была предложена следующая систематизация данных эпистемических стилей:
- эмпиризм (наблюдаемая повторяемость или воспроизводимость),
- рационализм (логическая непротиворечивость),
- метафоризм (универсальность понимания при помощи символов).
Метатеория
Основополагающая деятельность при образовании метатеории состоит в проведении концептуально-лингвистического анализа и прояснении значений и импликаций терминов теоретического уровня, благодаря чему увеличивается точность теории.
В особенности значительным аспектом научной теории является ее условная способность давать объяснение наблюдениям. Данная характеристика теории именуется ее мощностью и представляет собой континуум, в котором сведен весь ряд теорий ‒ от слабых до сильных.
На самом деле, относительная мощность теории ‒ это непростое понятие, которое складывается из многочисленных характеристик теории, охватывая эмпирическую проверяемость, уровень эмпирико-формального соответствия, полноту, экономичность, уровень формализации, уровень связности и эксплицитность концептуализации. Следовательно, мощность теории (или уровень выработки теории) ‒ это некоторая (неизвестная) оптимально взвешенная комбинация всех (также неизвестных) релевантных характеристик. Последствием этой сложности является то, что теории, в целом, сопоставимые по собственной полноте, могут различаться друг от друга по величине любого из подставленных характеристик.
Предмет теоретической психологии
Предмет теоретической психологии – саморефлексия психологической науки, которая выявляет и изучает ее категориальный строй (базисные, протопсихические, метапсихологические, экстрапсихологические группы), объяснительные принципы (системность, детерминизм, развитие), основополагающие вопросы, образующиеся на историческом пути формирования психологии (психофизиологическая, психофизическая, психогностическая и др.), а также само психологическое познание как особенный род деятельности.
Особенностью развития теоретической психологии на сегодняшний день считается противоречие между уже сформировавшимися ее составляющими (принципами, категориями, проблемами) и ее непредставленностью как целостной сферы, как концепции категорий психологии.
Значительной стороной анализируемой области психологии выступают ее прогностические возможности. Теоретическое знание представляется концепцией не исключительно утверждений, но и предсказаний по причине появления разнообразных фактов, переходов от одного утверждения к другому без прямого обращения к чувственному опыту.
Теоретическая психология не является арифметической суммой теорий психологии. Подобно любому целому, она представляет собой нечто гораздо большее, чем собрание формирующих ее частей. Разные теории и концепции в составе теоретической психологии ведут диалог друг с другом, отражаются друг в друге, раскрывают в себе то общее и особое, что сближает или отдаляет их. Таким образом, перед нами – место «встречи» данных теорий.
До сегодняшнего времени ни одна из общепсихологических теорий не могла сообщить о себе в качестве теории, в самом деле общей по отношению к общему психологическому знанию и обстоятельствам его обретения. Теоретическая психология с самого начала нацелена на разработке похожей концепции научного знания в будущем. В то время как материалом для формирования специальных теорий психологии и концепций служат факты, эмпирически получаемые и обобщаемые в понятиях (1-ая ступень психологического познания), материалом теоретической психологии считаются сами эти теории и концепции (2-ая ступень), образующиеся в определенных условиях течения истории.