Коммуникация — это ведущая форма деятельности людей многих профессий, включая психологов, педагогов, управленцев, врачей, тренеров, продавцов-консультантов и др.
Особенности коммуникации. Коммуникативный процесс
Технологии коммуникации уже давно пользуются спросом, при этом хороших коммуникаторов мало. Проблема состоит в том, что для успешного использования технологий большей части людей не хватает нескольких важных вещей. В первую очередь, это коммуникативная стрессоустойчивость, во вторую — навыки управления конфликтами.
Даже в спокойной обстановке угроза конфликтной ситуации способна значительно повлиять на ход коммуникации. Тот из собеседников, кто не готов к жесткому сценарию переговоров, будет вести себя скованно, напряженно и, соответственно, не эффективно.
Существуют исключения, которые чаще всего являются следствием характера некоторых субъектов и условий среды, где происходило формирование их личности.
Коммуникация представляет собой процесс и результат обмена информацией, а ее основная цель состоит в обеспечении понимания передаваемых сведений.
Специалисты рассматривают несколько категорий коммуникационного процесса:
- Отправитель (человек, группа людей, которые хотят сообщить информацию);
- Сообщение (сама информация, смысл и идея, передаваемая отправителем);
- Канал (способ, с помощью которого может быть передана информация);
- Код (система знаков и символов, через которые осуществляется передача смысла сообщений, включая слова, жесты, текст, мимику, условные сигналы);
- Контекст (внешняя ситуация, среда, обстановка, которая наполнена индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями);
- Получатель (индивид или группа, до которой отправитель хочет донести сообщение);
- Шум или помеха (все, что способно исказить смысл сообщения);
- Обратная связь (отклик или реакция получателя на воспринятое им сообщение).
Этапы процесса коммуникации
Процесс коммуникации состоит из нескольких этапов. На первом из них сообщение формируется отправителем, происходит формулирование идеи, осознается потребность в передаче сообщения. На втором этапе выбирается канала связи и отображается сообщение через кодовую систему.
Далее производится передача закодированного сообщения отправителем и восприятие закодированного сообщения получателем. Последний расшифровывает код и формулирует идею сообщения, проявляя соответствующую реакцию на воспринятое сообщение.
По причине несовершенства кода и наличия отличий в интерпретации контекста и воздействия шумов на каждой стадии коммуникативного процесса может существенно искажаться смысл воспринятого сообщения.
Принято выделять межличностные и организационные коммуникации. Если проблемы первых из них связаны с индивидуальными особенностями людей и контекстом передачи сообщения, то в качестве основного фокуса вторых выступает создание эффективной системы передачи сообщений.
Основные барьеры коммуникаций и практика их преодоления
Барьеры восприятия представлены неоднозначной интерпретацией смысла сообщения. Это зависит от различий в индивидуальных контекстах и часто проявляется как конфликт между сферами компетентности и преград в области установок людей.
Семантические барьеры представлены неоднозначностью толкования смысловых оттенков слов, паралингвистикой (интонацией, тоном, скоростью), а также невербальными речевыми факторами (жестами, мимикой, позой, взглядами).
Барьеры обратной связи представляют собой неэффективную обратную связь, которая не дает отправителю необходимых сведений о точности восприятия его сообщения. Неумение слушать заключается в том, что человек чаще ориентирован на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на то, чтобы воспринимать и анализировать внешнюю информацию.
В психологии были сформулированы несколько правил эффективного слушания, способствующих преодолению последнего барьера:
- Перестать говорить;
- Помочь говорящему раскрепоститься;
- Показать готовность слушать;
- Устранить раздражающие моменты;
- Проявить сопереживание говорящему человеку;
- Проявить терпение;
- Сдерживать проявления своего характера;
- Не допускать спора и критики;
- Задавать вопросы.
Также существует большое число способов увеличить эффективность межличностных коммуникаций, включая проявление открытости и готовности понимать, восприимчивость к возможным проблемам семантического характера, отслеживание своей мимики, жестов и др.
Психотехники коммуникаций
Среди психотехник коммуникации в первую очередь выделяют техники подстройки, которые отличаются многообразием. В их состав входят следующие техники:
- Подстройка с помощью тела,
- Подстройка голосом и речью,
- Подстройка под себя.
С помощью языка тела происходит подстройка через копирование телодвижений, мимики и позы собеседника. В НЛП техника получила название «калибровка» контакта. Данное копирование должно быть не полным, а частичным для того, чтобы у собеседника не проявилась мысль о подражании или передразнивании.
Подстройка с помощью голоса и речи происходит, когда близкими становятся темп речи, высота тона, тембр голоса. Также собеседник может использовать слова и выражения оппонента. Данная техника очень популярна при проведении телефонных переговоров.
Подстройка под себя происходит при установке первоначального контакта с собеседником посредством уже описанных психотехник. В дальнейшем необходимо очень медленно начать менять свою позу, мимику или речь. В результате собеседник непроизвольно начинает подражать. Данная техника может использоваться, когда собеседник находится в состоянии, в котором от него добиться достижения целей не представляется возможным.
Также существуют техники «изменения состояния», направленные на достижение целей общения с помощью сконцентрированного изменения состояния оппонента. Здесь могут использоваться аналогичные психотехнологии. Чаще всего через речь и мимику результат достигается быстрее, если использовать элементы юмора.