Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практика применения психотехнологий коммуникации

Коммуникация — это ведущая форма деятельности людей многих профессий, включая психологов, педагогов, управленцев, врачей, тренеров, продавцов-консультантов и др.

Особенности коммуникации. Коммуникативный процесс

Технологии коммуникации уже давно пользуются спросом, при этом хороших коммуникаторов мало. Проблема состоит в том, что для успешного использования технологий большей части людей не хватает нескольких важных вещей. В первую очередь, это коммуникативная стрессоустойчивость, во вторую — навыки управления конфликтами.

Даже в спокойной обстановке угроза конфликтной ситуации способна значительно повлиять на ход коммуникации. Тот из собеседников, кто не готов к жесткому сценарию переговоров, будет вести себя скованно, напряженно и, соответственно, не эффективно.

Существуют исключения, которые чаще всего являются следствием характера некоторых субъектов и условий среды, где происходило формирование их личности.

Определение 1

Коммуникация представляет собой процесс и результат обмена информацией, а ее основная цель состоит в обеспечении понимания передаваемых сведений.

Специалисты рассматривают несколько категорий коммуникационного процесса:

  • Отправитель (человек, группа людей, которые хотят сообщить информацию);
  • Сообщение (сама информация, смысл и идея, передаваемая отправителем);
  • Канал (способ, с помощью которого может быть передана информация);
  • Код (система знаков и символов, через которые осуществляется передача смысла сообщений, включая слова, жесты, текст, мимику, условные сигналы);
  • Контекст (внешняя ситуация, среда, обстановка, которая наполнена индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями);
  • Получатель (индивид или группа, до которой отправитель хочет донести сообщение);
  • Шум или помеха (все, что способно исказить смысл сообщения);
  • Обратная связь (отклик или реакция получателя на воспринятое им сообщение).
«Практика применения психотехнологий коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этапы процесса коммуникации

Процесс коммуникации состоит из нескольких этапов. На первом из них сообщение формируется отправителем, происходит формулирование идеи, осознается потребность в передаче сообщения. На втором этапе выбирается канала связи и отображается сообщение через кодовую систему.

Далее производится передача закодированного сообщения отправителем и восприятие закодированного сообщения получателем. Последний расшифровывает код и формулирует идею сообщения, проявляя соответствующую реакцию на воспринятое сообщение.

По причине несовершенства кода и наличия отличий в интерпретации контекста и воздействия шумов на каждой стадии коммуникативного процесса может существенно искажаться смысл воспринятого сообщения.

Принято выделять межличностные и организационные коммуникации. Если проблемы первых из них связаны с индивидуальными особенностями людей и контекстом передачи сообщения, то в качестве основного фокуса вторых выступает создание эффективной системы передачи сообщений.

Основные барьеры коммуникаций и практика их преодоления

Барьеры восприятия представлены неоднозначной интерпретацией смысла сообщения. Это зависит от различий в индивидуальных контекстах и часто проявляется как конфликт между сферами компетентности и преград в области установок людей.

Семантические барьеры представлены неоднозначностью толкования смысловых оттенков слов, паралингвистикой (интонацией, тоном, скоростью), а также невербальными речевыми факторами (жестами, мимикой, позой, взглядами).

Определение 2

Барьеры обратной связи представляют собой неэффективную обратную связь, которая не дает отправителю необходимых сведений о точности восприятия его сообщения. Неумение слушать заключается в том, что человек чаще ориентирован на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на то, чтобы воспринимать и анализировать внешнюю информацию.

В психологии были сформулированы несколько правил эффективного слушания, способствующих преодолению последнего барьера:

  • Перестать говорить;
  • Помочь говорящему раскрепоститься;
  • Показать готовность слушать;
  • Устранить раздражающие моменты;
  • Проявить сопереживание говорящему человеку;
  • Проявить терпение;
  • Сдерживать проявления своего характера;
  • Не допускать спора и критики;
  • Задавать вопросы.

Также существует большое число способов увеличить эффективность межличностных коммуникаций, включая проявление открытости и готовности понимать, восприимчивость к возможным проблемам семантического характера, отслеживание своей мимики, жестов и др.

Психотехники коммуникаций

Среди психотехник коммуникации в первую очередь выделяют техники подстройки, которые отличаются многообразием. В их состав входят следующие техники:

  • Подстройка с помощью тела,
  • Подстройка голосом и речью,
  • Подстройка под себя.

С помощью языка тела происходит подстройка через копирование телодвижений, мимики и позы собеседника. В НЛП техника получила название «калибровка» контакта. Данное копирование должно быть не полным, а частичным для того, чтобы у собеседника не проявилась мысль о подражании или передразнивании.

Подстройка с помощью голоса и речи происходит, когда близкими становятся темп речи, высота тона, тембр голоса. Также собеседник может использовать слова и выражения оппонента. Данная техника очень популярна при проведении телефонных переговоров.

Подстройка под себя происходит при установке первоначального контакта с собеседником посредством уже описанных психотехник. В дальнейшем необходимо очень медленно начать менять свою позу, мимику или речь. В результате собеседник непроизвольно начинает подражать. Данная техника может использоваться, когда собеседник находится в состоянии, в котором от него добиться достижения целей не представляется возможным.

Также существуют техники «изменения состояния», направленные на достижение целей общения с помощью сконцентрированного изменения состояния оппонента. Здесь могут использоваться аналогичные психотехнологии. Чаще всего через речь и мимику результат достигается быстрее, если использовать элементы юмора.

Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot