Нарушение речи у детей: причины и виды
Нарушения речи (речевые нарушения) – это разнообразные расстройства речевой деятельности, которые препятствуют полноценному общению и социализации ребенка.
Нарушение речи является одной из наиболее актуальных проблем в области современной педагогики и психологии. Обусловлено это тем, что детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше. В этой связи крайне важно своевременно диагностировать речевые нарушения и организовать коррекционную работу.
Причины нарушения речи у детей:
- Генетическая предрасположенность. К наследственному фактору относится наличие родственников с различными речевыми нарушениями; нарушение прикуса; аномалии ротовой полости и т.д.
- Болезни, которые ребенок перенес в первый год свой жизни. Особенно опасными являются менингит, воспаление уха, инфекции и т.д., то есть все те заболевания, которые негативно сказываются на развитии слуха и речи ребенка.
- Врожденные патологии – представлены внутриутробными нарушениями формирования нервной системы, инфекционными заболеваниями, которые перенесла мать во время беременности и т.д.
- Патологии в процессе родов – к ним относятся асфиксии, гипоксии, использование щипцов для извлечения ребенка и т.п.
- Неблагоприятные социальные условия – воспитание ребенка в асоциальных семьях, педагогическая запущенность, невнимательность родителей к развитию ребенка, недостаточность общения со взрослыми и сверстниками и т.д.
Виды нарушения речи у детей:
- Фонематические расстройства речи – представлены такими патологиями как брадилалия, тахилалия, дислалия, дизартрия, ринолалия и заикание.
- Внутренние расстройства речи – афазия и алалия.
Указанные виды нарушений речи могут встречаться как по отдельности, так и в совокупности. В случае, если у ребенка имеются два вида нарушений речи, то процесс диагностирования значительно осложняется.
Коррекционная система развития речи у детей с речевыми нарушениями
Как показывает практика коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, малоэффективными является та работа, которая опирается на общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные на среднестатистического ребенка. Необходимо использовать в коррекционной работе современные методики, которые ориентированы на учет индивидуального каждого ребенка и специфики его речевого нарушения.
Основные направления коррекционного логопедического воздействия на детей с нарушениями речи:
- Научить ребенка последовательно и связано, фонетически и грамматически правильно излагать собственные мысли и идеи, рассказывать собеседнику о различных фактах и событиях. Данные навыки очень важно сформировать у ребенка именно в период дошкольного детства, так как они оказывают непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе, а также на успешность его социализации в обществе. Кроме того, связная речь способствует всестороннему и своевременному развитию личности ребенка.
- Компенсировать те нарушения речи, которые невозможно полностью исправить, с целью им минимизации. Данная задача решается на протяжении всей логопедической работы с ребенком.
Одной из главных задач окружающих ребенка взрослых является своевременное выявление отклонений в его речевом развитии и правильная их классификация от чего зависит выбор способа коррекционной и логопедического воздействия.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится в три этапа:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работ включает в себя формирование представлений о звуковом составе слова, овладение анализом и синтезом слого-звукового состава слова. Также на данном этапе логопед проводит коррекцию дефектов произношения, а также развитие навыков связной речи.
Восполнение пробелов в развитии грамматического строя речи и её лексического запаса. Содержание коррекционной работы включает в себя уточнение словарного запаса ребенка, работу по его обогащению и расширению, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Восполнение пробелов в развитии связной речи. Содержание работы включает в себя формирование навыков связного построения словосочетаний и предложений, программирование смысловой структуры речи и логики связи слов между собой в рамках конкретного предложения. Кроме того, осуществляется работа по формированию умения формулировать свои мысли, высказывать их посредством правильного подбора языковых средств.
Коррекционная работа с детьми с нарушением речи направлена на развитие разных видов речи (монологическая, диалогическая) и ее различных сторон (семантическая, связная, смысловая и т.д.).
Работа по развитию монологической речи проводится в следующих направлениях:
- Формирование и развитие умения мысленно программировать текст, а затем его воспроизводить.
- Овладение разнообразными языковыми средствами оформления связного и понятного собеседнику текста. Особое значение в данном направлении отводится развитию семантической стороны речи.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи по развитию умений:
- анализировать различные наглядные ситуации, выделять основное и второстепенное, фоновое и основное;
- располагать смысловые звенья в логичной последовательности;
- удерживать смысл и суть разговора в памяти.
В работе над языковым оформлением текста, логопед развивает умения:
- переключаться с одной мысли на другую, при этом правильно выстраивать структуру предложения;
- располагать предложения в логической последовательности.
- связывать между собой предложения в общий текст.
Таким образом, нарушение связной речи – одно из сложных явлений в развитии ребенка. Несформированность речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Поэтому для дальнейшего успешного обучения детей в школе и социализации ребенка в обществе, очень важно организовать качественную коррекционную работы по развитию речи.