Практический интеллект — это способность человека к решению практических задач. Этот тип интеллекта считается антонимом теоретического интеллекта. В российской психологии большое внимание уделяется исследованию практического мышления.
Подходы к понятияю интеллекта
Теоретический интеллект представляет собой систему психических механизмов, предполагающих возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего. С психологической точки зрения роль интеллекта состоит в создании порядка из хаоса. Это производится на основе приведения в соответствие объективных требований реальности с индивидуальными потребностями.
Все сферы деятельности человека, в которых необходимо что-то узнать, сделать что-то новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, — составляют область интеллекта.
Развитие общепринятой теории интеллекта происходит преимущественно в рамках рационального критического мировоззрения (психометрическая и системная теория). Однако существуют и некоторые более перспективные теории. Они остаются в пределах традиционных научных представлений, описывая, в частности, эмоциональный, креативный, внутриличностный интеллект и мудрость.
В науке есть различные представления об интеллекте. В одной из таких концепций при объяснении сущности теоретического интеллекта используется представление о межличностном потенциале разума. Это альтернативная теория, которую часто противопоставляют теории интегрального интеллекта.
Сущность практического и теоретического интеллекта
Понятие практического интеллекта не совпадает с понятием социального интеллекта. В употреблении понятий допускаются различные комбинации терминов. Иногда говорят не только о практическом социальном интеллекте, но также и о теоретическом социальном интеллекте или практическом интеллекте, который не связан с социальной действительностью.
Теоретическим социальным интеллектом наделен, например, психолог или социолог, который строит модели личностей людей и их взаимодействия. Им обладает также писатель или любой человек, который рассуждает о людях в целом. Подобные явления, безусловно, расположены на периферии интересов современной психологии.
Более существенными считаются примеры практического интеллекта, которые не связаны с социальной действительностью. В некоторых журналах, например, есть рубрики, в которых люди делятся друг с другом советами по поводу вопросов домашнего рукоделья. Эти рассуждения можно отнести к сфере практического интеллекта, но при этом нельзя включить в область взаимоотношений людей.
Если взять за основу более исследованный психологами пример, то практические способности к счету связаны со сферой практического, но не социального интеллекта. В психологии, тем не менее, смысл понятия доопределен при его операционализации.
Операционализацию практического интеллекта произвел Р. Стернберг. Он фактически выдвинул на первый план тот его аспект, который связан с социальной действительностью. Возможно, подобное смешение категорий отражает процессы изменения в профессиональном мире. Так, ручной труд начинает занимать все меньше места, при этом управление механическими системами передано компьютеру, а взаимодействие людей приобретает на работе все большее значение. В любом случае социальное взаимодействие представляет собой существенную долю практической деятельности человека.
Исследования практического интеллекта
В исследованиях С. С. Беловой была показана роль невербализуемых компонентов. Они помогают эффективной работе социального интеллекта.
Р. Стернберг производил исследования практического интеллекта, разработав тесты для разных профессиональных областей, начиная бизнесом и заканчивая армейской службой. С точки зрения этого автора, основой практического интеллекта становится способность формировать неявные знания.
Неявные знания представляют собой такие знания, которым человека никто не учит. Они возникают из опыта взаимодействия с окружающим миром. Действительно, усвоение правил взаимодействия человека с другими людьми происходит в основном без специального эксплицитного обучения. Данные правила в результате трудно вербализуемы, но способны достаточно эффективно направлять человеческие действия.
Структура тестов практического интеллекта (разработанных Стернбергом) предполагает предъявление испытуемому ситуации и нескольких способов действия в ней.
Например, в исследовании практического интеллекта в области бизнеса производится описание ситуации, в которой начальник излагает менеджеру план рекламной кампании. Работник находит его катастрофическим, но при этом отлично знает, что начальник не переносит критику. Испытуемому предложено несколько вариантов действий менеджера в этом случае. Их необходимо оценить по степени адекватности.
Существуют требования к практическому интеллекту испытуемых, которые предъявляются тестом. Прежде всего, испытуемому нужно понимать цели персонажа, адекватность действий которого нужно оценить. В этой ситуации важно делать замечание общего характера.
Проявление интеллекта происходит тогда, когда перед индивидом стоит цель. Если не было определено, к чему человек стремится, то нельзя говорить об интеллекте. Если бы в тестах ставили задачу о том, например, должен ли работник предпочесть интересы общего дела или личную выгоду, то разговор шел бы о тесте личностного выбора, а не интеллекта.
Тест исследования теоретического интеллекта обязательно предполагает присутствие целей. Они могут не быть сформулированы в самом задании, но при этом подразумеваться при исследовании. Тест на исследование интеллекта способен оценить четко локализованную способность к пониманию эмоций.
Тест практического интеллекта направлен на выявление менее ясно очерченной способности, которая, тем не менее, более связана с реальными жизненными ситуациями. Они в любом случае имеют синтетический и эклектический характер.