Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Познавательная сфера человека

Сущность познавательных процессов и их виды

Определение 1

Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.

Замечание 1

К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь.

В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:

  1. экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
  2. интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
  3. проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.

Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

«Познавательная сфера человека» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.

Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.

Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.

С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.

Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.

Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.

Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.

Замечание 2

Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.

Приемы запоминания

Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.

Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.

Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.

Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.

Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.

Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.

Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.

Развитие познавательной сферы

В мысль ничто не может быть включено до тех пор, пока не пройдет через чувства и, прежде всего, через двигательную активность человека. Это значит, что сенсомоторное отображение действительности будет решающим в детские годы жизни ребенка. К сенсомоторному отображению быстро добавляется иконическое отображение, при котором происходит интериоризация и откладывание в памяти реальных воспринятых ребенком объектов.

Ребенок в школьном возрасте представляет мир в виде образов, а затем в подростковом и юношеском возрасте этот мир преобразуется в символическое отображение предметов. На этом этапе главным стимулом развития выступает речь.

Язык – важнейшее орудие развития когнитивных процессов. Ж. Пиаже считает, что развитие когнитивных процессов является результатом попыток адаптации человека к условиям окружающей среды, которая меняется.

Организм человека видоизменяет свои структуры под влиянием внешних воздействий тогда, когда они не удовлетворяют адаптационным требованиям и начинает вырабатывать новые структуры в случае необходимости.

В развитии познавательных процессов он выделяет три стадии:

  1. Сенсомоторная стадия развивается в первые два года жизни ребенка – это стадия становления и развития чувствительных и двигательных структур;
  2. Стадия конкретных действий охватывает возраст от 2-х до 11 лет. В этом возрасте слова всё больше начинают означать конкретные предметы, а действия в это время постепенно интериоризуются. Развивающееся мышление носит пока субъективный характер – ребенок сосредоточен не на самой действительности, а на том, что видит и знает, поэтому его мышление эгоцентрично, но, однако дает ребенку возможность сравнивать предметы, манипулировать ими, классифицировать и проделывать какие-то конкретные операции. Способность объективно относиться к окружающему миру появляется к 10-ти годам;
  3. Стадия формальных операций – на этой стадии развивается абстрактное мышление, большую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, увеличивается способность к объективному истолкованию конкретной действительности. Полного развития данная стадия достигает к 14- 16-ти годам. Правда, надо сказать, что проведенные исследования говорят о том, что абстрактно мылить может только 25-50% людей.
Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot