Предпосылки изучения поведения
Поведение - это внешние проявления жизнедеятельности человека, которые возникают в результате его взаимодействия с окружающей средой, опосредованные его внутренней и внешней активностью, а также индивидуальными особенностями.
Основная причина изучения поведения в рамках психологического исследования - отсутствие в психологии объективных знаний о проявлениях психики. Экспериментальная психология В. Вундта ориентировалась на изучение сознания и его проявлений методом интроспекции, что порождало субъективизм в методах исследования.
Очень популярный в Европе того времени психоанализ также пришел к кризису в силу того, что бессознательное, которое являлось одной из основных категорий в данном направлении, также не имело под собой никакой объективности и внешних проявлений, кроме как в снах, ассоциациях и оговорках, которые анализировались методом интерпретации, который также был довольно субъективен.
Тогда назрел вопрос поиска объективных проявлений психики и способов их фиксации. В психологии поведение как предмет психологического исследования рассматривалось в рамках бихевиоральных концепций.
Само это направление возникло в США в первой половине 20 века. Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк, который занимался исследованиями поведения животных. Именно он дал развитие, так называемому классическому бихевиоризму.
Э. Торндайк сформулировал основные законы формирования рефлексов:
- закон упражнения: реакция на стимул формируется прочнее и быстрее соответственно частоте и силе предъявления данного стимула
- закон готовности: упражнения формируют в организме установку (готовность) к реализации определенных нервных импульсов (реакции)
- закон ассоциации: если при одновременном предъявлении раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также будут вызывать эту реакцию
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
В рамках классического бихевиоризма, поведение понималось как реакция на определенный стимул, т. е. как некая функция, отделенная от сознания вообще. Более того, сознание и психика считались эпифеноменами, так как фактически наблюдать и фиксировать их невозможно.
Дж. Уотсон занимался экспериментальными исследованиями формирования рефлексов и придал бихевиоризму его завершенный вид, сформулировав задачи и методы изучения.
Основной задачей психологии, по его мнению, является изучение как можно большего числа стимулов и способов реагирования человека на них. Такая операционализация позволяет руководит поведением человека и управлять им.
Классический бихевиоризм отвергает идею генетически заложенных форм поведения (инстинктов) и врожденных способностей и утверждает концепцию условного рефлекса.
Если воздействовать на организм каким-то условным предметом, сочетая его с безусловными реакциями, то со временем у организма вырабатывается условная реакция на этот предмет.
Таким образом, грамотно сочетая безусловные формы реагирования с формами освоения окружающей среды, можно направить развитие ребенка по любому направлению: будь то художник, писатель, строитель и т.д.
По мнению бихевиористов, любые сложные формы поведения - это сочетания простых реакций.
Так, зародилась психология человека, в которой не было ни слова о психике. Однако, несмотря на все ограничения классического бихевиоризма, основная его заслуга - это разработка объективных способов фиксации поведения (лабораторные эксперименты, лабиринты, проблемные ящики).
Необихевиоризм
Ответом на кризис классического бихевиоризма, который механизировал человека, стало развитие необихевиоризма. Представителями данного направления являются Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура.
Э. Толмен развивал идею, что поведение все-таки не обуславливается одной спецификой стимула, поведение это результат внутреннего опосредования внешнего стимула. Соответственно, в схеме «S-> R» необходимо было выделить некоторую промежуточную переменную, отражающую систему внутренних операций, обрабатывающих стимул и формирующих ответное поведение. Так, классическая схема расширилась до «S-> O -> R», в которой к промежуточным переменным относятся цели, мотивы, способы обработки информации.
Поведение в таком ключе становится процессом, вызванным определенной мотивацией и направленным на определенную цель. Это достаточно серьезное отличие от классического бихевиоризма, в котором поведение вообще считалось совокупностью рефлексов.
Б. Скиннер не отрицал концепции рефлекса, однако он существенно ее видоизменил. По мнению Б. Скиннера в формировании поведения существенную роль играет не стимул, а подкрепление желательного поведения. Так родилась концепция оперантного научения, в которой исходной позицией является само поведение, которое либо подкрепляется, если оно желательно, либо подвергается наказанию, если оно нежелательно. Б. Скиннер изменил прежнюю модель поведения на диаметрально противоположную: сперва идет реакция, а затем стимул.
А. Бандура развил концепцию социального научения, подвергнув доминирование рефлекса сомнению, и представив концепцию, что наше поведение - это результат наблюдения поведения других людей. Реакции социума, одобряющие или порицающие поведение, оказывают либо подкрепляющий, либо наказывающий эффект, в результате чего мы либо усваиваем поведение как желательное, либо нет. Основные методы социального научения: подражание, имитация и моделирование.
Необихевиоризм как самостоятельное направление продержался недолго, но положил начало когнитивной психологии.