Воспитание и его виды
Попустительский стиль воспитания – это такой стиль, при котором педагог позволяет ребенку делать все, что он хочет.
В основе классификации видов воспитания лежат принципы содержательного многообразия воспитательных целей и способов их реализации.
Воспитание – процесс многофакторный и на него свое большое влияние оказывают природная среда, иерархия общественных ценностей, учебное заведение, семья и школа, организации – детские и молодежные, искусство и средства массовой коммуникации, повседневная профессиональная деятельность.
Исходя из институционального признака, выделяется семейное, школьное и внешкольное, религиозное воспитание, воспитание по месту жительства, в разнообразных детских и юношеских организациях, воспитание в детских домах, школах-интернатах.
Воспитательный процесс – это взаимосвязь целей и содержания, методов и средств и, безусловно, тех результатов, которые были достигнуты – эти взаимосвязанные основные элементы являются структурой воспитательного процесса.
Основная цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы под воздействием специально подготовленных воспитательных действий, помочь человеку достичь ожидаемых изменений.
Такие цели аккумулируют гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.
Единство цели и содержания определяют направление воспитания, исходя из чего, выделяют физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое воспитание.
Формируются также новые направления в воспитании, необходимые в настоящее время – правовое, экономическое, гражданское, экологическое воспитание.
Когда воспитание имеет хорошую организацию, то результатом становится формирование у человека способности к самовоспитанию.
В процессе самовоспитания человек усваивает опыт предшествующих поколений через внутренние душевные факторы, которые обеспечивают это развитие. Воспитание невозможно без самовоспитания, поэтому их надо рассматривать в качестве двух сторон одного процесса, к тому же при самовоспитании человек самообразовывается.
Под самообразованием понимается внутренняя самоорганизация человека, направленная на усвоение опыта поколений для собственного развития.
Опыт поколений человек непосредственно получает через самообучение с помощью собственных средств и устремлений.
Что касается школьного воспитания, то это организация жизни и учебной деятельности в условиях школы, включая внеучебную работу. Она заключается в поддержании школьных традиций, праздников, в организации самоуправления.
Успешность воспитательной работы во многом зависит от личности учителя, от характера общения с детьми, психологической и образовательно-воспитательной атмосферы занятий.
Воспитание вне школы предполагает, что обозначенные воспитательные задачи буду решаться образовательно-воспитательными учреждениями, расположенными вне школы – это дома детского творчества, центры развития, клубы юных натуралистов, экологов и др.
Очень велика роль конфессионального воспитания, поскольку верующие составляют около 90% человечества, его реализация происходит через религиозные традиции и обряды.
Воспитание в районе проживания происходит через оздоровительные лагеря, работы кружков, спортивных соревнований и праздников, которые организуются родителями и педагогами.
Семейное воспитание
Роль семейного воспитания в современных условиях приобретает очень большое значение. Цель этого воспитания заключается в формировании тех личностных качеств, которые позволят достойно преодолевать преграды и, возникающие на пути, трудности.
От семьи и от родителей зависит очень многое – развитие интеллекта, творческих способностей, семья дает первичный опыт трудовой деятельности.
Семья формирует нравственную, эстетическую, эмоциональную, физическую культуру, которые составляют задачу воспитания в семье.
Первыми воспитателями ребенка являются его родители, которые оказывают на него самое сильное влияние. В условиях семьи родители организуют жизнедеятельность ребенка и в течение первых 6-7 лет формируют основы будущей личности.
Семейное воспитание в атмосфере любви, понимания, уважения очень продуктивно.
На семейное воспитание влияет наследственность и биологическое здоровье родителей, материально-экономическая обеспеченность, положение в социуме, жизненный уклад, состав семьи, отношение к ребенку и место проживания.
Отсюда понятно, что семейное воспитание является сложной системой, где всё переплетается, но проявляется в каждом случае по-разному. Семейное воспитание охватывает человека полностью во всех его проявлениях и формирует все качества личности.
Перед семьей стоят следующие задачи:
- создание условий для роста и развития ребенка;
- социально-психологическая защита ребенка;
- сохранение и передача опыта создания семьи, воспитания детей, отношения к старшим;
- обучение детей прикладным навыкам, умениям, которые направлены на помощь близким людям и на самообслуживание;
- воспитания чувство собственного достоинства.
Кроме задач существуют принципы семейного воспитания:
- принцип гуманности и милосердия к ребенку;
- вовлечения детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- принцип открытости и доверительного отношения к детям;
- последовательности в требованиях и не требовать от ребенка невозможного;
- готовность отвечать на вопросы ребенка и оказывать ему посильную помощь.
Есть частные принципы для семейного воспитания, которые тоже имеют большое значение.
Если сделать общий вывод, то все принципы можно свести к одной мысли – в семье ребенку всегда должны быть рады.
Для того чтобы педагогическая культура родителей повышалась, существует семейная педагогика, которая помогает родителям в разработке программы семейного воспитания и принятию правильных решений, с точки зрения педагогики.
Попустительский стиль воспитания в семье
Суть попустительского воспитания заключается в том, что с самого раннего детства ребенку предоставляется свобода действий без контроля со стороны родителей. Родители заняты собой, у них масса дел – друзья, работа, а душевное состояние своего ребенка их не волнует. Потребности и запросы ребенка для таких родителей безразличны и не требуют особого внимания. Поощрение и наказание в этих семьях используется очень неумело и непоследовательно. Наказание и поощрение могут происходить одновременно – это метод кнута и пряника.
Взаимоотношения между родителями и ребенком культивируют у последнего выгодные для него формы взаимодействия с окружающими, стимулируют угодничество, подхалимство и лесть.
Попустительский стиль воспитания формирует конформный социально-психологический тип личности.
В школе дети такого типа обычно бывают ябедами, хвастунами, подлизами. Они не умеют искренне сочувствовать, сопереживать, не хотят умственно и физически трудиться и используют любой предлог, чтобы уйти от работы.
Для них характерна самоуверенность, граничащая с хамством, увидеть это можно уже в младшем школьном возрасте, но особенно такое поведение проявляется в старшем школьном возрасте.
Конформный тип детей очень требователен к другим, за исключением себя, требуют хорошую отметку, хотя обучение их мало интересует. Это дети, не переносящие никакой критики в свой адрес, они являются активными инициаторами конфликтов. С другой стороны, когда такому ребенку что-то становится выгодно, он может быть инициативным и целеустремленным.
В воспитательном процессе этих детей большое внимание надо уделять сотрудничеству с их родителями, привлекать их к общению со сверстниками своего ребенка, вовлекать в совместные походы, праздники, приглашать на встречи с другими педагогами школы, привлекать к работе в родительском комитете.