Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Период раннего детства и ведущая деятельность

Характеристика ведущей деятельности в раннем детстве

Определение 1

Раннее детство – это возраст детей от 1 года до 3-х лет.

Для ребенка этого возраста характерна самостоятельность в познании окружающего мира, начинается ситуация разрушения неразрывного единства ребенка и взрослого.

Раннее детство – это совместная деятельность на правах сотрудничества, которая по Д.Б. Эльконину раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый.

Развитие психики ребенка определяют степень овладения речью, телом, развития предметной деятельностью, которые являются основными его достижениями.

Замечание 1

Основным видом деятельности ребенка является предметно-манипулятивная деятельность.

Предметное действие ребенка, считает Д.Б. Эльконин, развивается в двух направлениях:

  1. переход к самостоятельному исполнению и выделению взрослого как образца действия – ребенок начинает сравнивать себя с взрослым;
  2. в условиях осуществления предметного действия идет развитие средств и способов ориентации самого ребенка.

Зарождаются внутри предметной деятельности новые виды – рисование, лепка, конструирование. Вертикальное положение дает возможность ребенку расширить круг общения с предметами, которые его интересуют, проявлять самостоятельность и делать выбор.

Что касается речи ребенка раннего детства, то её развитие идет от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Речь развивается в двух направлениях – понимание речи взрослых совершенствуется и идет формирование собственной активной речи.

Речь развивается не только в процессе непосредственного общения с взрослыми, но и включается в практическую деятельность по освоению предметов. Идет формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Выполняя требования и инструкцию взрослого, ребенок формирует регулирующую функцию речи.

«Период раннего детства и ведущая деятельность » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме этого появляется ситуативная и описательная речь.

Речевой и социальный опыт ребенка обогащается в процессе чтения литературных произведений, рассказов взрослого и на третьем году жизни речевая активность ребенка возрастает. Речь в это время становится главным средством общения.

Замечание 2

Среди психических функций в этом возрасте доминирует восприятие, это означает, что от восприятия остальные психические функции имеют определенную зависимость. Восприятие, по мнению Л.С. Выготского, является важнейшим новообразованием раннего детства.

Предметное восприятие формируется как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединяя их части в соответствии с размерами, цветом, формой – развивается зрительное и слуховое восприятие.

Через восприятие, с его помощью и вокруг него развиваются все высшие психические функции.

Основной формой мышления ребенка этого возраста является наглядно-действенное мышление, формируется знаково-символическая функция сознания, что проявляется в графических действиях и рисунках.

Появляются новые мыслительные операции – сравнение и обобщение.

В активном восприятии – узнавании - проявляется память – преобладающей является эмоциональная, двигательная и частично образная память.

Новым процессом памяти является воспроизведение.

На втором году жизни ребенка возникают предпосылки воображения, которое появляется в игре при возникновении воображаемой ситуации и игровом переименовании предметов. Первые собственные сочинения у ребенка появляются к концу раннего детства.

Внимание у ребенка младшего возраста развивается при освоении ходьбы, речи, предметной деятельности. Развивается и самосознание, и подлинная самостоятельность. Личным новообразованием раннего детства является гордость за собственные достижения. Возникает личное желание и личное действие «Я сам».

Кризис трех лет

Для детей 3-х летнего возраста характерным является кризис, возникающий тогда, когда отсутствует деловое сотрудничество с взрослым и демонстрация превосходства с его стороны. В этом случае возникает негативное поведение ребенка.

Замечание 3

Кризис трех лет – это очень трудный момент в жизни маленького человека, это граница между ранним и дошкольным детством. Ребенок пересматривает старую систему социальных отношений и по Д.Б. Эльконину, выделяет свое «Я». Ребенок делает попытку установить с взрослыми более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описал симптомы характеристик кризиса 3-х лет и назвал их кризисом отношений.

Первый симптом – это негативизм, который проявляется в ответ на требование или просьбу взрослого. Главным мотивом негативизма является игнорирование требования, желание сделать наоборот. Негативизм со временем должен исчезнуть.

Второй характеристикой является упрямство – ребенок хочет, чтобы с его мнением считались, а совсем не потому, что ему так хочется.

Строптивость – ещё один показатель переходного периода, направленная против сложившейся системы отношений в раннем детстве, против тех норм воспитания, которые сложились в семье.

Тенденция к самостоятельности связана со своеволием, когда ребенок всё не только хочет делать, но и решать сам. Несмотря на то, что это явление положительное, тенденция к самостоятельности приводит к своеволию и, часто бывает, неадекватна возможностям маленького человека, приводя к дополнительным конфликтам.

Во время кризиса эта тенденция становится гипертрофированной. В ряде семей конфликт ребенка с родителями становится регулярным, тогда говорят о протесте-бунте.

В тех семьях, где ребенок единственный может появиться детский деспотизм, когда ребенок диктует свои требования, проявляя власть над взрослыми.

В многодетных семьях возникает ревность, это собственно та же тенденция к власти, которая проявляется в нетерпимом отношении к другим детям. Всё, что раньше было привычно и интересно, начинает обесцениваться, обесцениваются старые правила поведения, и ребенок может начать ругаться. Эти данные говорят о том, что ребенок меняет отношение не только к себе самому, но и к другим людям.

Внутри ребенка появляется потребность действовать самому и потребность соответствовать требованиям взрослого, происходит столкновение, противоречие между «хочу» и «могу».

Преодолением кризиса 3-х лет культурно-найденной и закрепленной формой является сюжетно-ролевая игра.

Она представляет собой особую форму совместной жизнедеятельности взрослого и ребенка, воспроизводство полноты события чисто символическое.

В этой игре ребенок оказывается самостоятельным и счастливым, тесно связанным с социальным миром взрослых. Через игру зарождается специфическая форма сознания «Мы-Ты» и ребенок впервые выделяет себя из социального окружения.

Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве

Эмоциональная сфера ребенка младшего возраста имеет особенности, характерные для младенца. Это неустойчивые, кратковременные и бурно выражающиеся эмоции, оказывающие сильное влияние на поведение малыша.

В ожидании радостного события или после него ребенок может быть плаксивым и раздражительным. Может возникнуть эмоциональное заражение в группе, когда один начинает плакать, то другие его поддерживают. Во многом именно эмоции определяют поведение ребенка, и он действует, под влиянием возникших переживаний, не задумываясь.

Мотивом поведения являются чувства, выполняющие побуждающую роль. Несмотря на это, в младшем возрасте происходят заметные изменения, касающиеся эмоциональной сферы. Например, если мамы нет дома, малыш вспоминает о ней и тоскует.

На втором году жизни эмоции ребенка связаны с успешной или неуспешной предметной деятельностью. Эмоциональные реакции, по сравнению с младенцем, вызываются более разнообразными причинами.

Возникают эти эмоциональные реакции на действия самого ребенка, на ситуацию в целом.

О несформированном способе действия говорят негативные реакции, поэтому ребенку следует оказать помощь, подсказать, как действовать.

Положительные эмоции свидетельствуют о том, что ребенок освоил действие и ждет одобрения.

Уровень удовлетворения потребности отражается в положительных эмоциях.

Неудачи предметного характера к 3-м годам уже не вызывают у ребенка отрицательных эмоций, как раньше. В этом возрасте ребенок поглощен сюжетом и выполнением роли и его переживания связаны с сюжетной стороной игры. Он может вытирать тряпкой воображаемую лужу, забивать несуществующий гвоздь и др. Предметная направленность уступает место игровой и вперед выступает обобщенный образ игровой ситуации.

К 3-му году жизни у ребенка проявляются эстетические чувства. Он хорошо понимает и переживает веселую, грустную, плавную, бодрую музыку. Его радует красивая одежда, украшения, цветущие растения, он учится отличать красивое от некрасивого.

Таким образом, особенности эмоционального развития в раннем возрасте – это:

  • кратковременность и неустойчивость эмоциональных переживаний;
  • социализация эмоций и освоение способов их выражения;
  • развитие высших чувств – сочувствия, симпатии, гордости, стыдливости;
  • включение в эмоциональные процессы слов способствует перестройке их протекания.
Дата последнего обновления статьи: 07.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot