Память — это психический процесс, заключающийся в запечатлении, хранении и дальнейшем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Все это дает возможность накопить информацию без потери при этом прежних знаний, умений и навыков.
Сущность памяти
Память представляет собой сложный познавательный процесс. Благодаря ей индивид получает способность запоминать, сохранять и воспроизводить собственный прошлый опыт. Память дает возможность сохранять и воспроизводить не только предметы или ситуации в отдельности, но и целый перечень или цепь событий.
Связи, которые существуют между событиями, предметами или явлениями и сохранились в памяти, называются ассоциациями. Ученые рассматривают ассоциации разного типа:
- сходство,
- контраст,
- смежность.
Основой большей части поэтических сравнений являются ассоциации по сходству (например, «река течет, как дождь», «метель плачет, как скрипка цыган»). Летом в жаркий день человек, как правило, вспоминает, насколько ему хорошо было зимой, например, кататься на лыжах. Зимой же он вспоминает, как весело проводил время на пляже. Такие ассоциации представляют собой воспоминания по контрасту.
Студенты на экзамене часто стараются представить тетрадь с конспектом или определенную страницу (схему), на которой располагается материал билета. Так они визуально вспоминают материал за счет воспроизведения в мозге изображения.
Большая часть ассоциаций связана с опытом конкретного индивида. Тем не менее, существуют и те, которые считаются одинаковыми для многих. Так, большинство людей, слыша слово «плод», назовут ассоциацию «яблоко». Если же их поросят назвать часть лица, то чаще всего ответом будет «нос».
Роль ассоциаций для людей состоит в том, что они дают возможность автоматически и быстро воспринять нужные в этот момент сведения. Итак, память представляет собой сложный познавательный процесс. Благодаря ей происходит обеспечение непрерывности психической жизни индивида.
Виды человеческой памяти
Память индивида можно классифицировать по нескольким основаниям. В соответствии со временем хранения материала она может быть:
- мгновенной,
- кратковременной,
- оперативной,
- долговременной.
Благодаря мгновенной (иконической) памяти в течение 0,1 – 0,5 секунд происходит удержание полной и точной картины того, что только восприняли органы чувств. В этом случае нет необходимости производить никакую обработку полученной информации.
Для кратковременной памяти характерно то, что она способна хранить информацию короткий промежуток времени. Это происходит в ограниченном объеме. Как правило, у большей части людей объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единицам. В кратковременной памяти происходит фиксация только наиболее значимую информацию или обобщенный образ.
Оперативная память работает на протяжении заранее определенного времени (как правило, от нескольких секунд до нескольких дней) в соответствии с той задачей, которую нужно решить. После этого информация может быть стерта из памяти.
Для долговременной памяти характерно то, что сведения сохраняются на неопределенно долгое время. В этой памяти содержится материал, который каждый здоровый человек может вспомнить в любе время (например, собственное имя, страну, где он живет и др.).
Долговременная и кратковременная память человека связана между собой. До того, как сведения поступят на хранение в долговременную память, ему необходима их обработка в кратковременной памяти. Это дает возможность защитить мозг от перегрузки, длительно сохраняя только ту информацию, которая представляет важность для жизни.
Есть еще один вид памяти — генетическая память. Ее исследователи стали рассматривать отдельно относительно недавно. Она представляет собой сведения, сохраняющиеся в генотипе и передающиеся по наследству. Такая память не поддается влиянию обучения и воспитания.
Пути развития памяти
Если взять за основу направления развития памяти, то можно определить несколько путей ее совершенствования:
- Правильное использование процесса повторения;
- Представление персонажей для запоминания последовательности;
- Использование «эффекта края» (большее время уделяется повторению материала, расположенного в середине информационного ряда).
Для быстрого запоминания нужно определить последовательность событий или предметов, выполняя определенный ряд действий. Запоминаемое нужно в мыслях связать с каким-либо известным предметом (легко воображаемым или хорошо известным). После этого данный предмет уже связывается с тем, который оказывается в нужный момент под рукой. Далее оба предмета соединяются в воображении друг с другом. Это делается как можно более причудливым образом. В завершении образ воссоздается в мыслях.
Материал вспоминается легче при использовании ассоциаций (прием ассоциирования). С этой целью человек должен как можно чаще задавать себе вопросы такого типа: «Что данный предмет (явление, действие) мне напоминает?», «На что похож предмет (человек, ситуация)?» «Какое другое слово может напомнить мне данное слово?», «Какой эпизод из жизни мне напомнил такой же эпизод?» и т. п.
При использовании таких правил необходимо принимать ко вниманию следующую закономерность: чем более разнообразными будут ассоциации, возникающие при запоминании исходного материала, тем более прочно будет запоминаться этот материал.
Последовательная цепочка событий или предметов проще запоминается в случае, когда данные предметы мысленно расставляются по пути ежедневного следования (например, по дороге на работу или учебу). Когда человек будет в дальнейшем снова идти по этому пути, то без труда вспомнит предметы.
Любой прием хорош только в том случае, когда адаптирован конкретным человеком к своему личному жизненному опыту, включая особенности психики и поведения. Можно сказать, что то, что подошло одному, может не быть востребовано другими.