Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др. Ученые, которые рассматривали вопрос взаимосвязи памяти и деятельности: И. М. Сеченов, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко и др.
Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее связь с деятельностью.
Понятие и виды памяти
Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.
Рассмотрим основные характеристики памяти.
- Объем. Данная характеристика памяти указывает на количество сохраненной информации. Стандартный объем памяти: 7+/- 2 единицы.
- Быстрота воспроизведения. Способность индивида использовать информацию памяти.
- Точность воспроизведения. Способность точно воспроизводить хранимую информацию.
- Длительность. Данная характеристика отражает способность к удержанию информации определенное время.
- Готовность к воспроизведению готовой информации.
Виды памяти:
- Сенсорная память (сохранение образа на протяжении секунды).
- Кратковременная память (сохранение образа до 20 секунд).
- Долговременная память (от 20 секунд до нескольких десятилетий).
- Третичная память (сохранение информации на протяжении всей жизни).
Деятельность, ее структура
Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура деятельности
Рисунок 1. «Структура деятельности»
Память и деятельность с точки зрения И. М. Сеченова В основе поведения по И. М. Сеченову лежит психическая деятельность.
Психические процессы – звено рефлекса между афферентными и эфферентными входами.
Сеченов выделил две функции чувствования:
- Определение реакций организма;
- Регуляция реакций организма.
Сеченов утверждал, что психическая деятельность взаимосвязана с памятью:
Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышания к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти.
Рисунок 2. Концепция психической деятельности И. М. Сеченова
Память и деятельность
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа:
- произвольное,
- непроизвольное.
Взаимосвязь запоминания и деятельности прежде всего характеризуется зависимостью запоминания от характеристик направленности.
Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.