Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.
Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее особенности и развитие.
Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.
Индивидуальные особенности памяти
Каждый человек уникален, а значит, и процессы памяти протекают у всех по-разному. Сейчас выделяется две группы различий памяти.
Продуктивность заучивания. Ее особенности представлены несколькими характеристиками:
- скорость;
- прочность;
- точность;
- готовность к воспроизведению.
Типы памяти:
- зрительный (запоминание посредством зрительных образов; разновидность такого типа памяти – «фотографическая»);
- слуховой (использование слуховых образов для запоминания той или иной информации);
- двигательный (использование движений или речи; рече-двигательный тип памяти);
- смешанный (преобладающий тип; слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой).
В общем виде виды памяти представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды памяти
Развитие памяти
Рассмотрим развитие памяти в онтогенезе.
Первые месяцы жизни ребенка. Здесь можно увидеть первое проявление условных рефлексов, которые также относятся к памяти. Далее развитие памяти проявляется при узнавании ребенком различных предметов.
Ранний возраст. На втором году жизни ребенок способен к узнаванию предметов, воспринятых несколько недель назад. На третьем году жизни он может узнать то, что было несколько месяцев назад. И на четвертом году жизни ребенок узнает предмет, который воспринял год назад. Так, в раннем возрасте, происходит стремительный процесс развития памяти.
Дошкольный возраст. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. Как правило, здесь процесс развития памяти связан с игровой деятельностью. Ребенку требуется запоминать правила и специфику игры.
Младший школьный и подростковый возраст. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.
Обобщенный процесс развития памяти представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Развитие памяти в онтогенезе