Восприятие - это сложный психический процесс, заключающийся в целостном отражении в сознании предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств
Особенности развития памяти в подростковом возрасте
Восприятие подростка более содержательно, последовательно и планомерно, чем восприятие ребенка. Подростки способны к тонкому анализу воспринимаемых объектов, при этом восприятие характеризуется все большей произвольностью и может быть преднамеренным.
В подростковом возрасте происходит активное развитие логической памяти. Она быстро достигает такого уровня, что дети начинают переходить к преимущественному использованию данного вида памяти, включая произвольную и опосредованную память. Наряду с этим, на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростков отмечается замедление развития механической памяти. Как правило, это приводит к проявлению некоторых негативных явлений.
По причине введения в школе многих новых учебных предметов у подростков существенно увеличивается количество информации. Ее необходимо запоминать механически. Тем не менее, в связи с этими тенденциями развития у многих подростков могут возникать проблемы с запоминанием. Они начинают жаловаться на плохую память.
Жалобы на память у подростков могут встречаться даже чаще, чем у детей в младшем школьном возрасте. Очевидно, что эта проблема становится одной из причин, которые обусловили интерес подростка к способам улучшения запоминания. Исследования особенностей мнемических процессов в подростковом возрасте показывают, что в этот период мышление способно предопределять аспекты работы памяти, а не наоборот, как это было у младшего школьника.
В это время процесс воспроизведения информации значительно обусловлен особенностями мыслительных процессов. Это происходит по аналогии с процессом запоминания. Последний сведен у подростка к установке логических отношений внутри запоминаемой информации. По этой причине воспроизведение материала состоит в его восстановлении по данным отношениям.
Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте
В подростковом периоде развитие психических познавательных процессов протекает неравномерно. На первой стадии возрастного становления в первую очередь развиваются процессы, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой с помощью наглядных образов. В состав таких процессов необходимо включить ощущения и восприятие.
В подростковом возрасте ощущения человека уже отличаются достаточным развитием, поэтому характеристики ощущений в это время вряд ли можно рассматривать с позиции наиболее ярких отличительных черт развития психических познавательных процессов. Этот вывод в полной мере исследователи отнесли и к категории восприятия.
Как правило, восприятие рассматривается в качестве своеобразной перцептивной деятельности. Следовательно, когда дети выделяют предметы из окружающего мира, это становится своеобразным индикатором, которые свидетельствует о переходе их психического развития на более высокую ступень. Дети, которые достигают подросткового возраста, обладают уже достаточно развитым восприятием. Они уже практически в состоянии качественно выполнять любые тесты (задания), которые предназначены для оценки развития восприятия, как и взрослые люди.
Аспекты восприятия подростков не могут быть показательными в процессе анализа развития психических познавательных процессов. Наиболее яркая отличительная черта психических познавательных процессов для этой стадии представлена тенденцией развития следующих функций:
- Мышление,
- Речь,
- Воображение,
- Память.
Эти процессы, по мнению многих ученых, составляют сущность когнитивной сферы психики человека.
Подростковый период условно делится на два этапа. Первый из них представляет собой собственно подростковый возраст (с 11 до 15 лет), а второй – юность (с 16 до 19 лет). Это разделение в значительной степени можно объяснить особенностями когнитивного и физического развития.
Развитие познавательных процессов, включая восприятие, в подростковом и юношеском возрасте обладает двумя особенностями (количественными и качественными). Количественные изменения способны проявляться в том, что подростки решают интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем дети в младшем школьном возрасте.
Качественные изменения в первую очередь отражают соответствующие сдвиги в структуре мыслительных процессов. Здесь важным становится не то, какие задачи должен решать человек, а каким образом он будет это осуществлять. По этой причине наиболее существенные изменения наблюдаются в структуре психических познавательных процессов у тех детей, которые достигли подросткового возраста. Особенно это видно на примере интеллектуальной сферы.
Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте
Подростки приобретают взрослую логику мышления, при этом у них начинает отмечаться последующее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Развитие восприятия подростка в значительной степени зависит от процесса обучения. На это влияет тенденция усложнения учебных программ по мере взросления школьника.
Например, на уроках геометрии, черчения у учащегося происходит постепенное формирование и развитие способности воспринимать косвенные признаки предметов. Он получает возможность мысленно трансформировать их до уровня, который позволяет адекватно идентифицировать воспринимаемые объекты.
Таким образом, у подростка формируется умение видеть сечения объемных фигур, читать чертежи и т. д. Память начинает занимать отдельное место среди психических познавательных процессов, включая восприятие. Многими учеными память характеризуется как «сквозной» процесс, который обеспечивает преемственность психических процессов и объединяет их в одно целое. Критериями классификации видов памяти становятся следующие признаки:
- Характер психической активности,
- Цели деятельности и их характер,
- Продолжительность сохранения материала.