Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности социализации детей с ДЦП

Замечание 1

Социализация – это широкое понятие, которое включает процесс освоения индивидом навыков и норм поведения, принятых в обществе. Для ребенка с ДЦП характерна более сложная социализация, чем для обычного.

Социализация детей с инвалидностью

В России каждый год рождается около 30 000 детей с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей представляет собой существенное ограничение жизнедеятельности, которое сопровождается следующими признаками:

  • нарушение развития;
  • затруднение в самообслуживании;
  • трудности в обучении и овладении в будущем профессиональными навыками.

Многие семьи в одиночку не готовы к воспитанию полноценной личности, включая адаптацию ребенка-инвалида к реальным условиям жизни. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости, высоко зависят от семьи, не имеют навыков взаимодействия в социуме.

Основной задачей помощи семье, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является использование всех имеющихся возможностей и организация такого реабилитационного пространства, где каждый ребенок проходит собственный путь и осваивает основные виды деятельности (игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая и др.).

Особенности состояния здоровья, нужды и способности детей с церебральным параличом обусловили необходимую профессиональную помощь специалистов. Она должна носить не только медицинский характер, но и быть комплексной, затрагивая все аспекты жизни таких детей.

Воспитание и обучение детей с ДЦП

В специальных учреждениях обучаются дети с разными отклонениями в развитии. Учеников делят по соответствующим признакам на несколько групп:

  • степень восстановления (в соответствии с характером нарушений одни аномалии можно полностью преодолеть в ходе развития, другие только частично скорректировать, а некоторые только временно компенсировать).
  • образовательный уровень (одни дети могут овладевать только навыками самообслуживания, другие еще и самыми простыми образовательными знаниями, для третьих доступен полный курс средней школы).
  • профессиональная пригодность (компенсация в пределах социально-бытовой ориентации или в условиях малоквалифицированной работы).
«Особенности социализации детей с ДЦП» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа всех специалистов учреждения, занимающегося обучением детей с ДЦП, должна концентрироваться на всесторонней педагогической поддержке умственно отсталых детей. Педагоги обеспечивают необходимую социальную адаптацию аномально развивающегося ребёнка.

Замечание 2

Реабилитационная деятельность специального учреждения должна концентрироваться на развитии духовных и физических способностей детей, оказаниии им помощи в получении образования в зависимости от тяжести заболевания (индивидуальные программы обучения). Специалисты должны обеспечить условия для участия в жизни общества ребенка, возможности которого признаются как допускающие обучение только практическим навыкам.

Для социализации ребенка с ДЦП в обществе учреждение содействует в выполнении соответствующей деятельности, обеспечивая по получение прогрессивного образования. Оно помогает установке реального и более комфортного контакта с внешним миром, поддержке, повышению и постоянному восстановлению физических и моральных сил.

Для социализации также необходимо организовать проведение свободного времени ребенка, обеспечивая ему полноценное участие в общественной и культурной жизни. Немаловажную роль играет и обучение ребенка навыкам пользования приборами социально-бытового назначения.

Социальная реабилитация детей с ДЦП: направления и методы

Социальная реабилитация представляет собой широкую и емкую категорию, включающую адаптацию и приспособление инвалидов, к себе, обществу и окружающей среде. Болезнь, как и ее последствия, часто меняют жизненный стереотип, при этом условия социальной реабилитации в большей мере зависят от активности самого человека.

Социальная реабилитация — продолжительный процесс. Для многих людей с ДЦП он может продолжаться всю жизнь. Суть процесса заключается в том, что в нем человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.

Ребенок с инвалидностью может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, у которых нет проблем со здоровьем. При этом обнаружить дарования, развить их и приносить с их помощью пользу обществу инвалиду может помешать неравенство возможностей. По этой причине важным здесь считается диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.

Для атмосферы совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями характерно развитие системы инновационных подходов, которые ориентированы на детей с ограниченными возможностями. Они способны открыть для них доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

В социализации детей с ДЦП можно выделить 2 направления. Цель первого из них состоит в приспособлении окружающей среды к ребенку, для чего предусмотрены специальные технические средства передвижения (коляска, костыли, трость, велосипед), предметы обихода (тарелка, ложка, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на лестницах.

В качестве второго способа адаптации ребенка с двигательным дефектом является приспособление его самого к обычным условиям социальной среды. Сотрудники учреждений должны помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя в зависимости от их способностей, интересов, навыков и потребностей.

Среди методов социализации нужно выделить:

  • Иппотерапию,
  • Арттерапию,
  • Библиотерапию (лечение с помощью специально подобранной литературы),
  • Музыкотерапию (лечение музыкальными произведениями),
  • Игровую терапию.

Иппотерапия представляет собой лечение общением с лошадьми и верховой ездой. Она становится полноправной составляющей в работе сотрудников учреждения в области реабилитации детей с ДЦП.

Арттерапия заключается в лечении искусством посредством художественного творчества. Ценность этой методики состоит в изучении и анализе на символическом уровне разных чувств ребёнка.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot