Социализация – это широкое понятие, которое включает процесс освоения индивидом навыков и норм поведения, принятых в обществе. Для ребенка с ДЦП характерна более сложная социализация, чем для обычного.
Социализация детей с инвалидностью
В России каждый год рождается около 30 000 детей с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей представляет собой существенное ограничение жизнедеятельности, которое сопровождается следующими признаками:
- нарушение развития;
- затруднение в самообслуживании;
- трудности в обучении и овладении в будущем профессиональными навыками.
Многие семьи в одиночку не готовы к воспитанию полноценной личности, включая адаптацию ребенка-инвалида к реальным условиям жизни. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости, высоко зависят от семьи, не имеют навыков взаимодействия в социуме.
Основной задачей помощи семье, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является использование всех имеющихся возможностей и организация такого реабилитационного пространства, где каждый ребенок проходит собственный путь и осваивает основные виды деятельности (игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая и др.).
Особенности состояния здоровья, нужды и способности детей с церебральным параличом обусловили необходимую профессиональную помощь специалистов. Она должна носить не только медицинский характер, но и быть комплексной, затрагивая все аспекты жизни таких детей.
Воспитание и обучение детей с ДЦП
В специальных учреждениях обучаются дети с разными отклонениями в развитии. Учеников делят по соответствующим признакам на несколько групп:
- степень восстановления (в соответствии с характером нарушений одни аномалии можно полностью преодолеть в ходе развития, другие только частично скорректировать, а некоторые только временно компенсировать).
- образовательный уровень (одни дети могут овладевать только навыками самообслуживания, другие еще и самыми простыми образовательными знаниями, для третьих доступен полный курс средней школы).
- профессиональная пригодность (компенсация в пределах социально-бытовой ориентации или в условиях малоквалифицированной работы).
Работа всех специалистов учреждения, занимающегося обучением детей с ДЦП, должна концентрироваться на всесторонней педагогической поддержке умственно отсталых детей. Педагоги обеспечивают необходимую социальную адаптацию аномально развивающегося ребёнка.
Реабилитационная деятельность специального учреждения должна концентрироваться на развитии духовных и физических способностей детей, оказаниии им помощи в получении образования в зависимости от тяжести заболевания (индивидуальные программы обучения). Специалисты должны обеспечить условия для участия в жизни общества ребенка, возможности которого признаются как допускающие обучение только практическим навыкам.
Для социализации ребенка с ДЦП в обществе учреждение содействует в выполнении соответствующей деятельности, обеспечивая по получение прогрессивного образования. Оно помогает установке реального и более комфортного контакта с внешним миром, поддержке, повышению и постоянному восстановлению физических и моральных сил.
Для социализации также необходимо организовать проведение свободного времени ребенка, обеспечивая ему полноценное участие в общественной и культурной жизни. Немаловажную роль играет и обучение ребенка навыкам пользования приборами социально-бытового назначения.
Социальная реабилитация детей с ДЦП: направления и методы
Социальная реабилитация представляет собой широкую и емкую категорию, включающую адаптацию и приспособление инвалидов, к себе, обществу и окружающей среде. Болезнь, как и ее последствия, часто меняют жизненный стереотип, при этом условия социальной реабилитации в большей мере зависят от активности самого человека.
Социальная реабилитация — продолжительный процесс. Для многих людей с ДЦП он может продолжаться всю жизнь. Суть процесса заключается в том, что в нем человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.
Ребенок с инвалидностью может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, у которых нет проблем со здоровьем. При этом обнаружить дарования, развить их и приносить с их помощью пользу обществу инвалиду может помешать неравенство возможностей. По этой причине важным здесь считается диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
Для атмосферы совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями характерно развитие системы инновационных подходов, которые ориентированы на детей с ограниченными возможностями. Они способны открыть для них доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
В социализации детей с ДЦП можно выделить 2 направления. Цель первого из них состоит в приспособлении окружающей среды к ребенку, для чего предусмотрены специальные технические средства передвижения (коляска, костыли, трость, велосипед), предметы обихода (тарелка, ложка, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на лестницах.
В качестве второго способа адаптации ребенка с двигательным дефектом является приспособление его самого к обычным условиям социальной среды. Сотрудники учреждений должны помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя в зависимости от их способностей, интересов, навыков и потребностей.
Среди методов социализации нужно выделить:
- Иппотерапию,
- Арттерапию,
- Библиотерапию (лечение с помощью специально подобранной литературы),
- Музыкотерапию (лечение музыкальными произведениями),
- Игровую терапию.
Иппотерапия представляет собой лечение общением с лошадьми и верховой ездой. Она становится полноправной составляющей в работе сотрудников учреждения в области реабилитации детей с ДЦП.
Арттерапия заключается в лечении искусством посредством художественного творчества. Ценность этой методики состоит в изучении и анализе на символическом уровне разных чувств ребёнка.