Я-концепция – это осознаваемая система обладающих относительной устойчивостью представлений человека о себе самом.
Особенности развития Я у человека
Я-концепция определяется учеными в качестве совокупности всех представлений индивида о себе, которые связаны с их оценкой. Описательная составляющая «Я» концепции называется образом «Я» (картиной «Я»). Составляющую, которая относится к отношению к себе или к соответствующим своим качествам, называют самооценкой (принятие себя).
По своей сути Я-концепция предопределяет не просто то, что собой представляет человек, но и то, что он думает о себе, каким образом смотрит на свое деятельное начало и возможности будущего развития. Концепция «Я» рассматривается, как правило, в виде иерархической структуры, на вершине которой расположена глобальная Я-концепция.
Глобальная Я-концепция состоит из всевозможных граней индивидуального самосознания. Она является «потоком сознания», чувством собственной преемственности и неповторимости. В ней принято выделять следующие элементы: «Я» сознающее и «Я» как объект. Я в качестве объекта существует только в процессах осознавания. Оно представляет собой содержание этих процессов, так как индивид способен сознавать самого себя.
Р. Бернс рассматривал несколько базовых модальностей самоустановок:
- «Я» реальное (установки, относящиеся к тому, каким образом человек воспринимает свои актуальные способности, роли, актуальный статус, то есть то, какой он на самом деле);
- «Я» зеркальное или социальное (установки, которые связаны с представлениями о том, как человека видят другие);
- «Я» идеальное (установки, которые связаны с представлениями о том, каким бы хотел стать человек).
Психическое развитие воспитанников интерната
Психическое развитие детей, которые воспитываются в интернатах (без попечения родителей — в доме ребёнка, приюте, детском доме, школе-интернате), сегодня представляет собой очень острую и актуальную проблему. По своему развитию такие дети, как правило, отстают от сверстников, которые воспитываются в семьях. Для них характерен замедленный темп развития, а физическое и психическое здоровье отличается рядом негативных особенностей, которые можно увидеть на всех ступенях развития.
Многочисленные исследования показали, что у большей части воспитанников интернатов запаздывает психическое развитие в той или иной степени относительно возрастной нормы. В условиях интерната происходит сужение круга общения школьников, при этом их жизнь строго регламентируется и в ней существует дефицит общения со взрослыми. Воспитанники постоянно находятся в группе, в которой коллективные формы преобладают над индивидуальными.
Интернат представляет собой образовательно-воспитательное учреждение. В нем создаются относительно благоприятные условия для проживания, образования и гармоничного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями и др. Цель образования и воспитания в таких учреждениях состоит в формировании и развитии образованной, моральной, физически здоровой личности.
Особенности развития «Я» у детей, воспитывающихся в интернате, часто связывают с таким понятием, как «депривация». Ученые также отметили, что важнейший фактор, влияющий на возникновение различного рода психологических проблем у детей, представлен потерями и лишениями. Лишения заключаются в отсутствии необходимых средств для достижения целей (удовлетворения потребностей). Потери представляют собой утрату предметов (объектов), которые раньше удовлетворяли потребности.
Я-концепция детей из интерната
Ребенок поступает в интернат чаще всего из семьи с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Основная их доля по ряду признаков классифицируется в качестве социопатических. В такой семье один или оба родителя больны алкоголизмом, кто-то из родителей может находиться в местах лишения свободы и др. Ребенка из такой семьи относят к группе повышенного риска по причине появления отклонений в психическом и физическом развитии.
Исследования показали, что наблюдаются различия в отдельных компонентах «Я» концепции детей, которые воспитываются в семье и вне семьи. Считается, что самооценка и уверенность в себе у ребенка, воспитывающегося в семье, более высоки, чем у тех, кто воспитывается вне ее. Исследования аспектов развития «Я» традиционно основываются на идее психической депривации, которая лежит в русле психоанализа и является следствием отрыва ребенка от матери. Депривацию рассматривают в качестве основного фактора, который создает препятствия полноценному психическому развитию.
На развитие «Я» ребенка из интерната влияют следующие факторы:
- Низкая социальная адаптированность детей-сирот;
- «Унифицированность» личностной структуры;
- Отсутствие личных стратегий поведения в разных жизненных ситуациях;
- Отсутствие гибких стратегий поведения в случаях, когда действующие стратегии оказались неэффективными;
- Проявление агрессивного и деструктивного поведения и др.
У ребенка из детского дома слабо развита способность к дифференциации разных точек зрения в отношении его персоны. У него нет четкого и выраженного представления о том, что он сам может восприниматься разными взрослыми или сверстниками совершенно по-иному (так называемое отсутствие «объемного» видения себя самого глазами других).
Иногда наблюдаемая высокая или завышенная самооценка у детей-сирот может представлять собой функцию защитного механизма личности. Он направлен на укрепление собственной самооценки и возможности быть принятым. Тем не менее, как и любой механизм защиты, который выполняет охранительную и компенсирующую задачу, он начинает блокировать процесс рефлексии и самоидентификации.