Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности психологии ребенка из детского дома

Определение 1

Детская психология — это направление психологии, которое занимается исследованием закономерностей психического развития детей. Эта отрасль напрямую связана с физиологией, педагогикой, педагогической психологией и возрастной морфологией.

Особенности детей из детского дома в дошкольном возрасте

На сегодняшний день, психологические исследования показали, что дети из детских домов отличаются от тех, которые воспитываются в семьях. Это отражают показатели их физического и психического развития. Развитие детей-сирот, которые живут в условиях детского дома, обладает рядом отрицательных аспектов, накладывающих отпечаток на последующую жизнь человека.

Дети из детских домов дошкольного возраста, как правило, попадают туда из семей, в которых родители лишаются родительских прав, или из домов малютки. Дошкольный возраст представляет собой период, в который ребенок стремится быть самостоятельным. Он впервые начинает устанавливать отношения с взрослым миром, проходя этап первичной социализации.

Социальная ситуация на этой стадии представлена парой «ребенок–общественный взрослый». Ведущая деятельность дошкольника — это игровая деятельность, в рамках которой происходит формирование характера ребенка. Игровые действия способны порождать процесс воображения. Таким образом, ребенок начинает принимать на себя роль взрослого, создавая игровую ситуацию и получая развитие наглядно-образному мышлению.

Дети, которые воспитаны в условиях детского дома, не могут в полной мере овладеть игровой деятельностью. Они с интересом следуют за игровыми действиями преподавателей, выполняют их указания, охотно принимают любые предложения, но включиться в игру и стать ее равноправными участниками они не могут. Наряду с этим, ребенок проявляет активный интерес к предметам и игрушкам, которые задействованы в игре.

На этапе дошкольного возраста у детей формируются этические инстанции и моральные чувства. Но у тех, кто растет в детском доме, эти качества остаются не развитыми по той причине, что они живут в неблагополучной семье или в закрытом учреждении.

«Особенности психологии ребенка из детского дома» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Общение дошкольника с взрослыми людьми также отмечено своеобразием. Воспитанники детских домов общаются со взрослыми не таким образом, как дети из семей. В первую очередь они проявляют больший интерес к самому взрослому (часто обращаются к воспитателям, стремятся любыми способами завладеть их вниманием). Все эти признаки показывают то, что такие дети явно испытывают потребность во внимании.

Детдомовские дети младшего школьного возраста

Приход детей в школу связан с перестройкой системы их отношений с действительностью. В этом процессе происходит изменение хода их жизни и деятельности. Но для ребенка из детского учреждения — это не только новое посещение, но и переход из одного закрытого учреждения в другое. Такие перемены в жизни связаны с серьезными перестройками в системе отношений со взрослыми людьми и сверстниками.

Новая социальная ситуация начинает ужесточать условия жизни ребенка. Новая позиция в социуме заключается в нескольких аспектах:

  • Появление обязанностей перед школой;
  • Потребность в адаптации;
  • Изменение вида ведущей деятельности с игровой на учебную.

То, насколько успешно пройдет адаптация в детском доме, а в последствии и в школе в большей степени будет зависеть от педагогического состава детского дома.

У младших школьников, воспитанных в детском доме, как правило, отсутствует сформированный мотив к учебной деятельности. У них недостаточно развита способность планомерно исследовать предметы, явления. Такие дети не способны выделять свойства. Дефект восприятия обладает последствиями не только для обучения в школах, но и для общего психического развития.

Главное в этот период – это умение в ходе выполнения заданий ориентироваться на соответствующий общий способ действия. У воспитанника из детского дома данное умение сформировано недостаточно, как и наглядно-образное мышление, логические операции обратимости. В качестве доминирующих выступают классификационные формы мышления.

Как и у ребят дошкольного возраста, у младших школьников недостаточно развито воображение, образное мышление. Воспитанник детского дома не так успешен в решении конфликтных ситуаций с взрослыми и сверстниками, чем ученик обычной школы. Дети-сироты проявляют большую агрессивность, чаще стремясь к обвинению окружающих людей. Они не умеют и не хотят признавать собственную вину, то есть по существу у них доминируют защитные формы поведения в конфликте и отсутствует способность конструктивно решать проблемы.

Особенности психологии подростков из детских домов

Подростковый возраст — это переходный и критический период онтогенеза. Такой особый статус возраста характеризуется изменением социальной ситуации развития ребенка, включая стремление подростка приобщиться к миру взрослых, ориентацию поведения на нормы и ценности общества.

Дети подросткового возраста, которые воспитываются в условиях детского дома, более сложно проходят (переживают) эту стадию. Их смущает то, что они находятся в детском доме, поэтому они стремятся отделиться от группы детей. Основная задача педагогического состава в данный период состоит в понимании подростков. Воспитатели должны обеспечить ребенку возможность раскрыться, его часто необходимо направить в нужное русло.

К 10-11 годам у ребенка формируется отношение к взрослым и сверстникам. В его основе лежит их практическая полезность для ребенка. У него развивается способность «не углубляться в привязанность», появляются поверхностные чувства, проявляется иждивенчество. Для психологии подростка характерны осложнения в становлении самосознания.

В общение начинает преобладать назойливость и потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется следующими признаками:

  • Бедность чувств,
  • Острая аффективная окрашенность,
  • Периодические взрывы эмоций,
  • Слабое развитие высших чувств, которые связаны с нравственно-моральными ценностями.
Дата последнего обновления статьи: 08.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot