Детская психология — это направление психологии, которое занимается исследованием закономерностей психического развития детей. Эта отрасль напрямую связана с физиологией, педагогикой, педагогической психологией и возрастной морфологией.
Особенности детей из детского дома в дошкольном возрасте
На сегодняшний день, психологические исследования показали, что дети из детских домов отличаются от тех, которые воспитываются в семьях. Это отражают показатели их физического и психического развития. Развитие детей-сирот, которые живут в условиях детского дома, обладает рядом отрицательных аспектов, накладывающих отпечаток на последующую жизнь человека.
Дети из детских домов дошкольного возраста, как правило, попадают туда из семей, в которых родители лишаются родительских прав, или из домов малютки. Дошкольный возраст представляет собой период, в который ребенок стремится быть самостоятельным. Он впервые начинает устанавливать отношения с взрослым миром, проходя этап первичной социализации.
Социальная ситуация на этой стадии представлена парой «ребенок–общественный взрослый». Ведущая деятельность дошкольника — это игровая деятельность, в рамках которой происходит формирование характера ребенка. Игровые действия способны порождать процесс воображения. Таким образом, ребенок начинает принимать на себя роль взрослого, создавая игровую ситуацию и получая развитие наглядно-образному мышлению.
Дети, которые воспитаны в условиях детского дома, не могут в полной мере овладеть игровой деятельностью. Они с интересом следуют за игровыми действиями преподавателей, выполняют их указания, охотно принимают любые предложения, но включиться в игру и стать ее равноправными участниками они не могут. Наряду с этим, ребенок проявляет активный интерес к предметам и игрушкам, которые задействованы в игре.
На этапе дошкольного возраста у детей формируются этические инстанции и моральные чувства. Но у тех, кто растет в детском доме, эти качества остаются не развитыми по той причине, что они живут в неблагополучной семье или в закрытом учреждении.
Общение дошкольника с взрослыми людьми также отмечено своеобразием. Воспитанники детских домов общаются со взрослыми не таким образом, как дети из семей. В первую очередь они проявляют больший интерес к самому взрослому (часто обращаются к воспитателям, стремятся любыми способами завладеть их вниманием). Все эти признаки показывают то, что такие дети явно испытывают потребность во внимании.
Детдомовские дети младшего школьного возраста
Приход детей в школу связан с перестройкой системы их отношений с действительностью. В этом процессе происходит изменение хода их жизни и деятельности. Но для ребенка из детского учреждения — это не только новое посещение, но и переход из одного закрытого учреждения в другое. Такие перемены в жизни связаны с серьезными перестройками в системе отношений со взрослыми людьми и сверстниками.
Новая социальная ситуация начинает ужесточать условия жизни ребенка. Новая позиция в социуме заключается в нескольких аспектах:
- Появление обязанностей перед школой;
- Потребность в адаптации;
- Изменение вида ведущей деятельности с игровой на учебную.
То, насколько успешно пройдет адаптация в детском доме, а в последствии и в школе в большей степени будет зависеть от педагогического состава детского дома.
У младших школьников, воспитанных в детском доме, как правило, отсутствует сформированный мотив к учебной деятельности. У них недостаточно развита способность планомерно исследовать предметы, явления. Такие дети не способны выделять свойства. Дефект восприятия обладает последствиями не только для обучения в школах, но и для общего психического развития.
Главное в этот период – это умение в ходе выполнения заданий ориентироваться на соответствующий общий способ действия. У воспитанника из детского дома данное умение сформировано недостаточно, как и наглядно-образное мышление, логические операции обратимости. В качестве доминирующих выступают классификационные формы мышления.
Как и у ребят дошкольного возраста, у младших школьников недостаточно развито воображение, образное мышление. Воспитанник детского дома не так успешен в решении конфликтных ситуаций с взрослыми и сверстниками, чем ученик обычной школы. Дети-сироты проявляют большую агрессивность, чаще стремясь к обвинению окружающих людей. Они не умеют и не хотят признавать собственную вину, то есть по существу у них доминируют защитные формы поведения в конфликте и отсутствует способность конструктивно решать проблемы.
Особенности психологии подростков из детских домов
Подростковый возраст — это переходный и критический период онтогенеза. Такой особый статус возраста характеризуется изменением социальной ситуации развития ребенка, включая стремление подростка приобщиться к миру взрослых, ориентацию поведения на нормы и ценности общества.
Дети подросткового возраста, которые воспитываются в условиях детского дома, более сложно проходят (переживают) эту стадию. Их смущает то, что они находятся в детском доме, поэтому они стремятся отделиться от группы детей. Основная задача педагогического состава в данный период состоит в понимании подростков. Воспитатели должны обеспечить ребенку возможность раскрыться, его часто необходимо направить в нужное русло.
К 10-11 годам у ребенка формируется отношение к взрослым и сверстникам. В его основе лежит их практическая полезность для ребенка. У него развивается способность «не углубляться в привязанность», появляются поверхностные чувства, проявляется иждивенчество. Для психологии подростка характерны осложнения в становлении самосознания.
В общение начинает преобладать назойливость и потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется следующими признаками:
- Бедность чувств,
- Острая аффективная окрашенность,
- Периодические взрывы эмоций,
- Слабое развитие высших чувств, которые связаны с нравственно-моральными ценностями.