Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Нарушения речи – это собирательный термин, который обозначает различные отклонения от речевой нормы, принятой в конкретной языковой среде, частично или полностью препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации детей дошкольного возраста.
К детям старшего дошкольного возраста с нарушениями речи относят детей, имеющих различные психофизические отклонения разной степени выраженности. Данные отклонения вызывают у детей расстройства обобщающей и коммуникативной функций речи.
Дети с нарушениями речи отличаются от категории детей с особыми потребностями тем, что они имеют нормальное зрение и биологический слух, а также полноценные предпосылки для интеллектуального развития. Дифференциация данных характерных признаков необходима для разграничения речевых нарушений у детей дошкольного возраста от нарушений речи, которые являются сопутствующими при олигофрении, нарушении слуха, задержке психического развития, детском аутизме и т.д.
Основные причины нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста:
Биологические факторы – это разнообразные патогенные факторы, которые оказывают негативное влияние на внутриутробное развитие ребенка, родовой процесс, а также на первые месяцы жизни новорожденного.
В случае, если речевые нарушения возникли в результате биологических факторов, то они сами по себе не исчезают, а требуют целенаправленной и специально организованной логопедической коррекционной работы. В случае, если своевременно не принять меры, то нарушения речи могут негативно отразиться и на психическом развитии ребенка.
Социально-психологические факторы – это факторы, которые в первую очередь связаны с психической депривацией у ребенка дошкольного возраста.
К социально-психологическим факторам относятся педагогическая запущенность, неадекватная модель воспитания, недостаток общения, недостаточное или излишнее внимание взрослых к речи ребенка и т.д.
Например, если ребенок растет и развивается в социальной среде, где ему недостает общения с окружающими людьми, соответственно нет возможности развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Также негативно на развитии речи ребенка может сказаться проживание в двуязычной семье, когда родители разговаривают на разных языках.
Психологическая классификация речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Существующие в настоящее время классификации нарушений речи в основном ориентированы на дифференциацию первичных нарушений.
Речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в следующих аспектах:
- Аспект психофизической организации и локализации поражения речевой деятельности – данный аспект рассматривает речевые нарушения на сенсомоторном уровне и уровне смысла и значений. В соответствии с этим аспектом принято выделять ряд речевых дефектов. По свой сути этот подход близок к нейропсихическому направлению изучения нарушений речи и используется при организации комплексных исследования детей дошкольного возраста.
- Аспект патогенеза – в рамках данного аспекта выделяют функциональные и органические причины нарушения речи, а также особо характерные для каждого типа нарушения симптомы. На основании данного подхода разработана клинико-психологическая классификации нарушений речи.
Схематически клинико-психологическая классификация нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом:
Нарушение компонентов речи (языковых средств общения):
- Фонетико-фонематическое развитие речи (ФФН) – это нарушение формирования произносительной стороны речи у детей, имеющих разнообразные расстройства, появившиеся в результате дефектов восприятия и произношения фонем.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) – это совокупность сложных речевых расстройств, характеризующихся тем, что у ребенка в силу разнообразных причин, отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой сторонам.
Нарушения определенного компонента речи:
- Фонематические нарушения – характеризуется нарушением произношения одного или нескольких звуков (например, шипящих, свистящих и т.д.).
- Лексико-грамматические нарушения – это нарушения, которые характеризуются ограниченным словарным запасом, неправильным согласованием слов в предложении, неверно использование падежей и предлогов, перестановки или недоговариние слов.
Мелодико-интонационные нарушения:
- Неверная расстановка ударений (в словах – грамматических ударений, в предложениях – логических ударений).
- Нарушения, которые связаны с высотой, силой или тембром голоса (громкий, тихий, сдавленный, визгливый, невыразительный, визгливый и т.д.).
Темпо-ритмические нарушения – это нарушения, которые характеризуются ускорением темпа речи. Основной причиной данного нарушения является преобладание в коре головного мозга процессов тахилалии (возбуждения).
Нарушения речи, которые связаны с неправильным применением языковых средств в речевой деятельности (например, заикание, речевой негативизм и т.д.).
Наиболее распространенным является заикание, которое встречается достаточно часто у детей старшего дошкольного возраста. При своевременно оказанной логопедической и коррекционной помощи у 70-80% заикание проходит к концу дошкольного возраста.
Заикание - это расстройство речи в виде задержки слогов, звуков, а также их повторения, возникающие по причине судорог мышц речедвигательного аппарата. Как правило, заикание возникает в детстве после инфекций, интоксикации, испуга и многого другого.
В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.