Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективность психологической коррекции

Сущность, критерии и факторы эффективности психокоррекции

Определение 1

Под эффективностью психокоррекции понимается ее оценка с точки зрения разрешения реальных трудностей развития, а также выполнения поставленных целей и задач коррекционной программы.

Эффект коррекционной работы сразу не проявляется, для этого необходим длительный временной интервал, причем оценка эффективности зависит от того, кто определял итоговую оценку.

Основным критерием для клиента будет эмоциональное удовлетворение от проведенных занятий, а для психолога главным критерием будет достижение поставленных программой задач и целей.

Специалисты, анализируя факторы и условия коррекционной работы, считают, что для достижения необходимого эффекта большое влияние на эффективность оказывает интенсивность коррекционных мероприятий.

Продолжительность всех коррекционных занятий должна составлять 1-1,5 часа не менее одного раза в неделю.

Используемая коррекционная программа должна быть насыщена разнообразными играми, упражнениями, методами, техниками, участием в занятиях самого клиента.

Также успешность коррекционной работы зависит от пролонгированности коррекционного воздействия.

Коррекционная работа с клиентом после завершения не заканчивается, контакты должны быть продолжены для того, чтобы выяснить особенности поведения, сохранения или появления новых проблем в общении.

Наблюдение и контроль после завершения психологической коррекции желательно ещё осуществлять в течение 1-2 месяцев.

Раннее выявление отклонения и нарушения в развитии дает лучший эффект в коррекционной работе и большую вероятность успешного разрешения трудности развития.

Эффективность психологической коррекции определяют следующие факторы:

  • ожидания клиента;
  • освобождение клиента от психологических проблем и сам характер проблем;
  • готовность к сотрудничеству;
  • ожидания специалиста, проводящего психокоррекцию;
  • личностный и профессиональный опыт самого психолога;
  • методы психокоррекции и их специфическое воздействие.
«Эффективность психологической коррекции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поскольку помощь психокоррекции сегодня широко используется, то, естественно, вопрос её эффективности становится актуальным.

Чтобы говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, важно помнить, что:

  • только четко определенные методы могут говорить об оценке эффективности коррекционного воздействия;
  • специалисты разной квалификации, используя один и тот же метод, будут иметь разные результаты;
  • нужно чтобы оценку работы давали независимые специалисты, не осведомленные о применяющемся методе, что позволит исключить возможное влияние на оценку, т.к. специалист имеет собственное представление о методе

Также следует не забывать:

  • об обязательном учете структуры личности психолога, о его наиболее выраженных качествах, необходимых для прогноза успешности воздействия;
  • о необходимости сравнения отдаленных и непосредственных результатов психокоррекции при групповой форме работы;
  • об учете профессиональных возможностей психолога, уровне его оптимальной активности.

Эффективность психокоррекции с детьми

Практика работы с детьми показывает, что довольно острой проблемой является проблема оценки эффективности коррекционных программ, где очень важными являются вопросы выделения критериев оценки эффективности коррекции, и организация процедур такой оценки.

Основным критерием здесь является реализация поставленных целей. Эффективность коррекционного воздействия можно оценить на разных уровнях коррекционной программы:

  • уровень долгосрочного эффекта коррекционной программы;
  • уровень разрешения реальных трудностей развития;
  • уровень постановки целей и задач коррекционной программы.

Коррекционная программа, например, может ставить более узкую цель и на ограниченный период времени, не претендуя на полное разрешение трудностей в развитии. Может случиться так, что позиция родителей и мотивы их обращения за психологической консультацией не соответствуют целям и задачам коррекционной программы.

В этом случае появляется опасность того, что усилия родителей и психолога будут рассогласованы. Чтобы объединить усилия всех лиц, заинтересованных в положительном разрешении трудностей развития ребенка, важно совместное обсуждение и выработка общего решения.

К подобному обсуждению можно и нужно привлекать педагогов, социальных работников, администрацию образовательных учреждений – итогом должна стать согласованность всех позиций.

Это должно быть сделано для того, чтобы закрепить, достигнутые на коррекционных занятиях, позитивные результаты и перенести их в реальную практику жизнедеятельности ребенка.

Очень важным моментом является то, что при планировании и реализации коррекционной программы надо отдавать себе отчет в том, что неудача может не только сохранить, но и усугубить тяжесть ситуации неблагополучия в развитии ребенка в первоначальном виде.

Чтобы этого не произошло, с первых дней занятий необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, это даст возможность своевременно вносить в программу требующиеся изменения.

Между эффективностью психологической коррекции и индивидуально-личностными особенностями ребенка при условии постоянства техник и методов, прямая линейная зависимость отсутствует.

Это говорит о том, что собственная активность ребенка, его позиция в отношении действительности, являются важнейшим условием достижения коррекционного эффекта.

Возраст ребенка занимает особое место в ряду условий эффективного коррекционного воздействия. Например, при работе с тревожными детьми разного возраста, коррекционные возможности одного и того же метода когнитивно-бихевиоральной терапии, будут меняться.

Этот метод для возраста 11-13 лет будет эффективным и высоким (92%), а в дошкольном и младшем школьном возрасте эффективность составляет уже 58, 55%, т.е. является относительно низкой.

Эффективность коррекционной работы во многом зависит и от позиции родителей и их участия в коррекционной работе.

Значительного успеха в коррекции трудно ожидать в том случае, если родители уклоняются от воспитания ребенка, и он остается в прежней социальной ситуации развития.

Замечание 1

Значительную роль в определении конечного эффекта коррекции играет тип семьи, её социальный статус, возраст родителей, количество детей в семье, пол ребенка, ближайшее социальное окружение.

Проблема нормы интеллектуального развития с точки зрения психокоррекции

Среди проблем психодиагностики детей центральное место занимает проблема оценки уровня интеллектуального развития, что в особой мере относится к дефектологии.

Степень недоразвития познавательных процессов лежит в основе соответствующего диагноза и определяет социальный статус ребенка, форму его обучения.

Диагноз надо поставить правильно и своевременно. Сложность этой диагностики заключается в качественном своеобразии сходных состояний интеллекта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Несмотря на то, что в диагностических испытаниях дети проявили себя одинаково, у них могут быть различные органические заболевания центральной нервной системы, разные сенсорные дефекты, разные нарушения памяти.

Наличие данной проблемы способствовало разработке кратких диагностических тестов и шкал измерения интеллекта.

На основании этих тестов можно количественно описать отдельные интеллектуальные структуры и в целом весь интеллект. Данные тесты были ориентированы с самого начала на то, чтобы обнаружить у детей интеллектуальную недостаточность.

Вариантами этих тестов являются тесты Бине-Термена, Станфорд-Бине и др. Большое распространение в этой группе тестов получил тест Д. Векслера, имеющий большее количество заданий и удобный способ обработки результатов.

Знания и умения ребенка контролируются с помощью определенной организации процедуры, которая включает форму подачи инструкции, способ предъявления заданий, время на их выполнение и др.

Основой вывода об уровне интеллектуального развития ребенка было количество заданий, с которыми ребенок справился, как он справился, учет помощи взрослых при их выполнении.

Результаты проведенной работы показали, что существует разрыв между исследованиями познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью и исследованиями личности аномальных детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot