Понятие и сущность психической средовой дезадаптации у детей с аномалиями характера
Психическая средовая дезадаптация – это нарушение процесса социализации личности.
В зависимости от особенностей возрастного психосоциального характера развития ребенка, различают семейную, школьную (профессиональную) и социальную дезадаптацию. То есть, дезадаптация, как психическое нарушение может проявляться в разных сферах жизнедеятельности ребенка.
Особенностью возникновения психической средовой дезадаптации является то, что она проявляется в рамках определенного конфликта ребенка с какой-то из сфер его жизни, либо в условиях кризиса «Я» индивида и окружающего мира, либо и вовсе при возникновении конфликта с самим собой.
Таким образом, психическая средовая дезадаптация представляет собой не усвоение ребенком социальных правил и норм. Не усвоение приводит к несоответствию поведения ребенка общепризнанным нормам поведения в социуме.
Несоответствие нормам и правилам в дальнейшем приводит к тому, что у индивида отмечается несоответствие психофизиологического и социопсихологического статусов (возможностей), тем требованиям, которые к нему предъявляются со стороны социума. Такое положение оказывает негативное влияние на успешность социализации и адаптации ребенка в условиях современного общества.
Дезадаптированный ребенок – это ребенок, имеющий значительные отклонения в поведении, вследствие ряда причин, приведших к проблемам с адаптацией в окружающей среде и оказавших негативное влияние не его развитие и социализацию.
Проблема психической средовой дезадаптации ребенка состоит в том, что он не умеет приспосабливаться к новым условиям или быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Все это в последующем приводит к возникновению рекурсивной патологии.
Таким образом, дезадаптация представляет собой особое психическое состояние, более присущее ребенку, нежели взрослому, при котором его психосоциальный статус не соответствует реальной социальной обстановке, что значительно затрудняет или вовсе отменяет возможности приспособления ребенка в социуме.
Виды и особенности психической средовой дезадаптации у детей с аномалиями характера
В настоящее время в психологии выделяют три основные вида средовой дезадаптации:
Патогенная дезадаптация – это психическое состояние, которое возникает в результате нарушения у ребенка психики, вызванного различными нервно-психическими заболеваниями и отклонениями.
В случае, если будет точно установлена причина возникновения данного вида дезадаптации, то она вполне успешно лечится.
Психосоциальная дезадаптация – это вид дезадаптации, при котором ребенок не может приспособиться к новым условиям или обстановке, вследствие индивидуальных особенностей психики, либо половозрастных изменений в период становления и развития личности (например, подростковый период).
Данный вид дезадаптации является временным. Однако он также требует внимания со стороны специалистов, во избежание перерастания психосоциальной дезадаптации в патогенную.
Социальная дезадаптация – это вид дезадаптации, который характеризуется нарушением процесса социализации, вследствие асоциального поведения ребенка.
Необходимо отметить, что границы между психосоциальной и социальной дезадаптации несколько «размыты», ввиду незначительных характерных проявлений каждого из видов.
Каждый вид средовой дезадаптации характеризуется тем, что ребенок имеет некоторые аномалии в сфере характера. Именно от наличия данных аномалий, можно более точно установить вид дезадаптации, а также причины ее возникновения.
Типы аномалий и акцентуализаций характера, оказывающих влияние на особенности психической средовой дезадаптации
Типы акцентуализаций и аномалий характера:
- Гипертимный тип характера – основная черта характера практически всегда веселое или приподнятое настроение. Для данного типа характера присущи такие аномалии как алкоголизм, неустойчивость психотипизации, стремление к риску, жажда веселий и развлечений и т.д. Указанные аномалии приводят к тому, что гипертимы могут утрачивать над собой контроль, проявляя по отношению к другим агрессию.
- Циклоидный тип характера – выделяют два варианта этого вида характера: типичные циклоиды – частично схожи в поведении с гипертимами, в переходный период в характере у них проявляются такие аномалии как раздражительность и склонность к апатии; лабильные циклоиды – в характере проявляется частая смена настроений (упадок или подъем настроения). Вне зависимости от вида, основной аномалией поведения у циклоидов является эмоциональная неустойчивость.
- Лабильный тип характера – аномалиями данного типа характера является склонность к невротическим реакциям, основной чертой выступает частая смена настроения. Данные аномалии оказывают негативное влияние на успешность адаптации подростка в обществе.
- Астено-невротический тип характера – основной аномалией характера является проявление признаков невропатии (плохой аппетит, беспокойный сон, пугливость, капризность, плаксивость и т.д.). Данные аномалии проявляются с раннего детства, они мешают не только успешной адаптации ребенка в социуме, но и в учебе, взаимодействии со сверстниками.
- Сенситивный тип характера – характеризуется боязливостью и пугливостью, ребенок боится темноты, животных, не любит оставаться один и общаться с более активными и бойкими сверстниками. Аномалия негативно влияет на адаптацию ребенка в среде сверстников.
- Психастенический тип характера – отмечается незначительная робость, пугливость, склонность к рассуждению и моторной неловкости. Аномалия заключается в том, что ребенок боится незнакомых людей, его преследуют различные фобии и невротические тики.
- Шизоидный тип характера - наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
- Эпилептоидный тип характера - склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, откладывающей отпечаток на всей психике.
- Истероидный тип характера – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.