Роль речи в познавательной деятельности ребенка
Большая часть детей к началу школьной деятельности уже хорошо владеет звуковым аспектом речи, имеет большой словарный запас и может легко строить предложения. Однако, сам процесс овладевания речью у разных детей может протекать по-разному. Иногда данный процесс может быть задержан, что в итоге приводит к формированию у ребенка расстройств речи и нарушений ее развития.
Формирование правильной речи играет важную роль в психологическом развитии ребенка и его воспитании. Под правильной речью понимают речь, которая обладает такими качествами, как ясность, отчетливость, правильность произношения, содержательность, верное использование слов по смыслу, многообразие словарного запаса, грамматическую правильность, простоту и краткость выражения, эмоциональную выразительность, достаточную громкость, уверенность и уместность использования жестикуляции, разумную и красивую манеру поведения в разговоре.
Речевая функция является ключевой функцией в психическом развитии человека. Речь имеет непосредственное влияние на познавательные и умственные способности ребенка. Она способствует формированию понятийного мышления и передачи опыта, способности к речевому общению и освоению различных видов деятельности.
Расстройства речи представлены довольно широким многообразием видов. Одним из них является тахилалия.
Тахилалия – это расстройство устной речи, которое проявляется патологически быстрым темпом и отсутствием фонетических, лексических и грамматических дефектов.
Дети с тахилалией произносят 20-30 звуков с секунду, тогда как нормой является 10-12 звуков. В связи с таким ускоренным темпом речь больного тахилалией довольно тяжело понять. Им свойственна перестановка слогов, запинки и повторения, пропуски слогов и слов и т.д., зачастую это остается не замеченным со стороны больного. Он может перебивать собеседника, проявлять стремление высказаться. Его речь может сопровождаться быстрыми движениями рук, иногда ног или всего тела человека.
Причины возникновения тахилалии
Зачастую проявление тахилалии характерно для детей, страдающих гиперактивностью, с неуравновешенной психикой или легкой возбудимостью. Однако, следует учесть тот фактор, что ребенок может перенимать быстрый темп речи окружающих его людей. Иногда тахилалия является результатом применения неадекватных методов воспитания ребенка.
Некоторые ученые связывают возникновение тахилалии с быстрым темпом формирования мыслей говорящего, что в итоге приводит к вытеснению в речи той информации, которая еще до конца не произнесена.
Не менее важными являются биологические факторы возникновения тахилалии. Она может вызвана опухолями головного мозга, нейрохирургическими вмешательствами, олигофренией или эпилепсией. Нередко тахилалия является симптомом шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза.
Лечение тахилалии
Как и любое другое расстройство речи тахилалия требует лечения. Данное расстройство не может спонтанно исчезнуть.
Для коррекции тахилалии у ребенка необходима систематическая логопедическая работа и периодический контроль. В настоящее время широко распространено применение комплексного подхода к лечению тахилалии. В этот комплекс входят следующие методы:
Медикаментозное лечение. Представляет собой по большей части прием успокаивающих лекарственных препаратов;
Физиотерапевтические процедуры;
Посещение логопеда. Логопедические занятия помогают ребенку развить речевое внимание, нормализовать темп и ритм речи. Логоритмика позволяет поставить правильное дыхание, сформировать корректное звукопроизношение;
Лечебная физкультура;
Посещение психотерапевта;
Нейроседативный массаж. Данный массаж положительно влияет на психоэмоциональное состояние пациента.
Наиболее эффективными являются групповые занятия. Они способствуют проявлению дисциплинированности, организованности и снижению психомоторной возбудимости ребенка.
Во время занятия логопед должен контролировать медленный и плавный темп речи ребенка, помогая ему настроиться и задавая темп с помощью дирижирования, использование метронома, похлопывания в ладоши и т.д.
Зачастую особенностью детей с тахилалией является нарушение логичности мышления. В таких случаях эффективно обучение таких детей формированию плана рассказа и определение последовательности изложения текста. При этом логопед должен при необходимости подсказывать и контролировать процесс изложения.
Этапы логопедической деятельности по устранению тахилалии
- Режим молчания. На данном этапе логопед использует элементарный речевой материал для формирования медленного темпа речи детей, происходит знакомство с группой. Режим молчания способствует снижению возбудимости и концентрации внимания на целях группы;
- Этап усвоения медленного темпа речи на материале громкого чтения. Здесь логопед делает акцент на замедление не только темпа речи, но и всех психомоторных процессов детей. Занятие начинается с речевой разминки, затем дети читают текст по очереди, анализируя чтение каждого участника группы;
- Этап работы над редактированием высказываемых мыслей и адекватностью произнесенных фраз. На данном этапе осуществляется работа с пересказом текста по определенному плану;
- Этап работы над коллективным рассказом. Ребенок слушает и сосредотачивает свое внимание на рассказе говорящего. При подаче сигнала от логопеда ребенок должен включиться в рассказ. Для этого этапа характерно акцентирование на индивидуальных занятиях;
- Этап подготовки к публичному выступлению. Ребенок отрабатывает выступление по индивидуально подобранному материалу, анализируя работу в процессе занятий.
Коррекция такого расстройства речи как тахилалия – трудоемкий процесс, который требует усилий ребенка, родителей и специалиста. После благоприятного исхода лечения тахилалии необходимо также контролировать речь ребенка, так как велика вероятность рецидива.