Понятийное мышление
Понятийное мышление – это умение выделять суть, видеть причину, прогнозировать последствия и, систематизируя информацию, строить целостную картину ситуации.
Понятийное мышление в психологии часто ассоциируется с интуитивным. Человек, обладающий понятийным мышлением, реально оценивает происходящее и делает правильные выводы. Исследователи утверждают, что людей с таким мышлением не более 20% . Интересно, что в основном к ним относятся те, которые изучали естественные и технические науки. Не очень хорошо развито понятийное мышление у педагогов, психологов, юристов, политиков, однако свои мысли и идеи они могут подать в красивом речевом оформлении.
В психологии термин «понятийное мышление», введенный Л.С. Выготским, появился не так давно. Изучая вопрос влияния сознания на образ мыслей человека, Выготский пришел к выводу, что то, как человек думает, зависит от целого ряда факторов, в частности, от умения:
- видеть суть явления,
- найти причину явления,
- предвидеть последствия,
- систематизировать информацию,
- выстраивать полную картину происходящего.
Понятийные принципы усваиваются только в процессе изучения естественных наук – химии, биологии, математики, физики. Если в отношении этих дисциплин у школьника нет прилежания, то он понятийным мышлением не овладеет, и в дальнейшем будет руководствоваться субъективными представлениями и эмоциями.
Подменить понятийное мышление другими качествами невозможно. Считается, что процентное соотношение людей с понятийным мышлением ежегодно снижается, а это чревато рядом негативных явлений. Может быть, поэтому многие новые программы и проекты не продуманы детально и не работают на перспективу.
Однако у понятийного мышления есть негативный момент, который заключается в том, что люди, обладающие этим мышлением, в стрессовой ситуации не могут принять быстрое решение – им важно вникнуть в суть и выявить причины, спрогнозировать возможный исход.
Люди, обладающие понятийным мышлением толерантны к людям другой культуры, им не свойственна агрессия и тревога, потому что они хорошо понимают, по какой причине возникла та или другая ситуация.
Понятийное мышление предполагает высокий культурный уровень, речевую и письменную грамотность, аргументированное мнение, здоровую устойчивую психику.
Понятийное мышление отличается от образного мышления по ряду признаков. Если понятийное мышление дает обобщенную характеристику происходящего, возникающего на основании полученного жизненного опыта, то картина образного мышления воссоздается с помощью воображения.
В основе понятийного мышления лежат достоверные факты и точные данные.
Определить человека с плохо развитым понятийным мышлением в общении несложно. Эти люди, как правило, упрямы, убеждены в своей правоте, не слушают аргументы своего оппонента, раздражительны и агрессивны, всех и вся подвергают критике.
Понятийное мышление и тип профессии
Критерием выбора профессии является доминирующий тип мышления. Различают четыре типа мышления:
- предметно-действенное,
- абстрактно-символическое,
- наглядно-образное,
- словесно-логическое.
Человек того или иного типа мышления по-разному воспринимает окружающий мир и демонстрирует свои реакции. Люди с одним типом мышления в реальной жизни встречаются довольно редко. Обычно доминирует какой-то один тип мышления, а остальные проявляются по необходимости и к этому доминирующему типу надо привязать выбор профессии.
Трудолюбие – это путь к успеху на любом поприще, но, тем не менее, выбрать надо тот путь, где будет меньше искусственных трудностей.
Более всего понятийное мышление характерно для тех людей, которые занимаются точными или естественными науками. Однако надо сказать, что понятийное мышление может пригодиться не только на работе, но и дома.
В деловой обстановке, будь то экономика, программирование, сельское хозяйство, промышленное производство, юриспруденция, понятийное мышление будет залогом успеха. В любой сфере важно точно определять понятия, потому что разночтения, например, в условиях договора, задачи, контракта, приведут к краху. Это значит, что действовать по зову сердца, особенно в бизнесе, противопоказано и важно использовать понятийное мышление.
Без понятийного мышления невозможно развитие научной сферы, потому что при изучении исходных данных любая ошибка может привести к провалу. Например, при решении вопросов, связанных с рынком, надо точно определиться со значением этого термина, потому что термин «рынок» можно трактовать разными способами. Мировой рынок и рынок в отдельно взятом городе – это разные вещи и существуют они по своим законам, поэтому обойтись без понятийного мышления здесь тоже нельзя.
Понятийное мышление, таким образом, необходимо людям творческих, аналитических, прикладных профессий. Этот тип мышления дает возможность проследить развитие каких-либо явлений, разрушить стереотипы и рассмотреть ситуацию, как бы, со стороны, т.е. рассмотреть её объективно, здраво оценить окружающий мир и не допустить большого количества ошибок.
К сожалению, специалисты отмечают, что уровень понятийного мышления в последние годы резко падает, особенно у молодежи, а причина этого кроется в современных стандартах образования.
Для специалиста XXI века мышление является сложным системным образованием, которое включает в себя синтез образного и логического мышления, а также синтез научного и практического мышления.
Развитое профессиональное мышление, по мнению А.К. Марковой, является важной стороной процесса профессионализации, это использование принятых в данной профессии приемов решения задач, способов анализа профессиональной ситуации и принятия соответствующих решений.
Формирование понятийного мышления
В целом мышление человека проходит несколько стадий – сначала формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и только после этого начинается развитие понятийного мышления.
Возникновение этого мышления на более поздних стадиях развития личности связано с накоплением практического наглядно-чувственного опыта.
Понятийное мышление начинает развиваться с 6-7 лет, а до этого ребенку свойственен эгоцентризм. Малыш не может встать на чужое место и посмотреть на какие-либо события глазами другого человека. Когда в сознание ребенка входят абстактные понятия, а это происходит в период обучения в школе, его мышление начинает работать по-другому. Начинает активно развиваться логическое мышление и происходит переход от образов к понятиям, которые обозначаются словами.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление не заменяются понятийным мышлением, которое способствует их развитию и усовершенствованию. При способности логически мыслить, практические навыки не отменяются и, более того, некоторые профессии упор делают на ранних практических видах мышления. Особенно это относится к техническим профессиям.
Несмотря на то, что понятийное мышление у человека может быть хорошо развито, он порой не пользуется этим видом мышления, опираясь на житейский опыт.
От понятийного мышления зависит уровень интеллекта, а житейская психология приравнивает его к уму.
Для понятийного мышления характерен целый ряд операций, которыми оно пользуется, к ним относятся:
- Анализ – разделение общего на части и признаки.
- Синтез – обобщение частей в целое.
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений.
- Абстрагирование – выделение самых важных признаков и старшие школьники могут уже это делать.
- Обобщение – способность объединять понятия в одну категорию, а систематизация – это отнесение категорий к одной системе.
- Конкретизация – переход от обобщенного знания к конкретному случаю.
К категориям понятийного мышления относятся также суждение и умозаключение. Суждение говорит о способности определения связей между предметами и явлениями. На основе суждений делается вывод, т.е. происходит умозаключение.