Развод родителей – это тяжелое событие в жизни любого ребёнка. Дети разного возраста переживают этот процесс по-своему. Малыши не понимают, что родители расходятся, но могут почувствовать это, школьники же могут получить психологическую травму от развала семьи.
Особенности отношения ребенка к разводу родителей
Семья для детей является основой стабильности и защищённости, а при разводе мир рушится и становится нестабильным и хрупким для ребёнка. Он может злиться на родителей или одного из них, начиная их отвергать или осуждать.
Некоторые младшие школьники пытаются скрепить отношения в семье и уговорить родителей остаться вместе. Иногда детям это удаётся сделать, поэтому семья сохраняется. Тем не менее, психологи пишут о пагубном влиянии семей, которые живут вместе дальше «ради детей» на психику ребенка.
У младшего школьника уход одного из родителей способен вызвать чувство беззащитности и неустойчивости мира, что вызовет одновременно агрессивность и тревожность. Ему трудно представить родителей в отдельности, поскольку он привык воспринимать их в качестве единого целого, считая их связь такой же прочной, как и его связь с ними.
По причине разрыва отношений матери и отца ребёнок начинает сомневаться и в прочности любви в отношении него. Он считает, что если они смогли разлюбить друг друга, то значит, что могут разлюбить и его. Развод родителей пагубно отражается на самооценке младшего школьника. Теперь он боится потерять «оставшегося родителя».
Признаки нестабильного состояния младшего дошкольника при разводе родителей:
- Неуспеваемость в школе,
- Навязчивость,
- Появление ночных страхов,
- Рост требований к родительскому вниманию и подаркам.
Исследования воздействия развода на психику младшего школьника
В последние годы было осуществлено большое количество исследований, которые концентрируются на изучении воздействия ситуации развода на детей. Здесь важно рассматривать особенности детско-родительских отношений на различных стадиях распада семейной системы.
Клиническими психологами и психиатрами отмечено состояние эмоционального неблагополучия ребенка, которое выражено в напряжении, страхе, гневе, фрустрации, отчаянии. Примерно у 20-30 % младших школьников появляется выраженная дезадаптация при отсутствии диагноза.
Значение поддержки ближнего социального окружения в ходе психического развития детей широко исследовалось в отечественной психологии, что постоянно подчеркивают современные исследователи. Так, определено, что затяжные межсупружеские конфликты в семьях разрушают личность ребенка. Теперь он вынужден становиться свидетелем ссор между родителями в течение долгого времени.
Сам факт развода предполагает отрицательные изменения в развитии личности. Их характер и масштаб зависят от следующих факторов:
- Особенности личности ребенка,
- Реакция ребенка на стрессовые факторы,
- Длительность конфликта,
- Аспекты взаимоотношений с родителями,
- Психологическое и соматическое здоровье ребенка,
- Восприятие факта развода родителей,
- Личностные характеристики родителей и их отношение к ребенку.
Особенности переживания развода родителей детьми младшего школьного возраста исследовались путем анализа особенностей психоэмоциональных состояний. Для исследования можно использовать специальные методики диагностики (например, цветовой тест Люшера, тест Л. Сонди, методикк диагностики уровня школьной тревожности Филлиппса). Статистический метод обработки данных может быть представлен и-критерием Манна-Уитни или коэффициентом ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена.
Если взять за основу тест Л. Сонди, то можно выделить тенденции, составляющие основу поведения младшего школьника при разводе. Л. Сонди сделал упор на устойчивые качества личности, давая возможность оценить степень адаптированности и черты характера. Каждый из факторов влечений связан в этом исследовании с определенным набором характерологических черт. Они позволяют понять типологическую принадлежность испытуемого лица.
Психологические особенности детей, переживающих развод
Дети, переживающие развод родителей могут отказываться от удовлетворения своих потребностей и, как правило, находятся в состоянии печали. Для них характерны страх, чрезмерная совестливость и застенчивость.
Исследования показывают, что такие дети имеют тенденцию к торможению Я-влечений, тенденцию к поиску нового объекта любви при одновременном цеплянии за старый объект. У родителей этих же детей представленные критерии почти идентичны. Процесс развода связан с высоким уровнем непродуктивной нервно-психической напряженности, которая состоит в неумеренно завышаемом расходовании нервно-психических ресурсов при аналогично неумеренно низком коэффициенте полезного действия.
Для эмоционального фона характерен средний уровень непродуктивной нервно-психической напряжённостью. Младший школьник, переживающий развод родителей, справляется с деятельностью с помощью волевого усилия, но можно проследить низкую работоспособность.
Факторы состояния детей, переживающих развод родителей, включают общую тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения и боязнь не соответствовать ожиданию окружающих. У ребенка появляется низкая физиологическая сопротивляемость стрессам, проблемы и страхи в отношениях с преподавателями и сверстниками.
Исследования показывают более высокую тревожность у испытуемых детей, которые находятся в ситуации развода родителей. Она включает переживание социального стресса, страх самовыражения. На фоне нестабильного эмоционального состояния ребенка происходит развитие его социальных контактов. Это ведет к фрустрации потребности в достижении успеха, появлению неблагоприятного психического фона, что не дает младшему школьнику развивать свои потребности в общении и успехе.