Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Сущность общения, его виды и значение для развития дошкольников

Определение 1

Общение – это взаимодействие двух или нескольких лиц, которое направлено на согласование и объединение усилий для достижения общего результата.

Общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Развитие ребенка на всех этапах зависит от общения с взрослыми, вернее это общение становится глубже и сложнее по мере обогащения душевной жизни ребенка и расширения его связи с миром. Позитивное влияние общения заключается в том, что оно может ускорять ход развития ребенка. Общение не только ускоряет темп развития ребенка, но и дает возможность преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также исправить те дефекты, которые возникли при неправильном воспитании.

Общение влияет на различные сферы психического развития – на любознательность, на эмоциональные переживания, на формирование любви к родителям и привязанности к сверстникам, на сферу овладения речью, на самосознание ребенка. Общение только со старшими становится недостаточным и со временем появляется стремление к общению с другими людьми.

На уровне человека общение приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Любое общение имеет свое содержание цель и средства. Целью общения является то, ради чего у человека возникает данная активность. У ребенка с возрастом количество целей увеличивается.

Средства общения можно определить как способы кодирования, трансляции и расшифровки информации, которая передается от одного человека другому. Передавать информацию можно при помощи прямых телесных контактов – касание тела, рук, наклона головы, при помощи звуковых сигналов, через наблюдения со стороны и др. Самым усовершенствованным способом передачи информации является язык и другие знаковые системы, письменность, технические средства записи и др.

«Особенности общения дошкольников со сверстниками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Участники процесса общения активно действуют попеременно – сначала говорит один, а другой слушает, затем их роли меняются. Такой обмен ролями происходит многократно и имеет двустороннюю направленность, активность проявляют оба участника.

Характерным для общения является включенность людей в практическое взаимодействие по поводу трудовой, учебной, игровой деятельности.

Замечание 1

Таким образом, общение – это обмен информацией.

Исходя из содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов – материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

Общение по целям делится на биологическое и социальное, а по средствам общения оно может быть непосредственным, опосредованным, прямым и косвенным.

Также среди видов общения выделяется деловое и личностное, инструментальное и целевое общение.

У человека важнейшими видами являются вербальное и невербальное общение, причем вербальное общение характерно только для человека. В ходе общения люди рассчитывают получить ответ, что отделяет акты общения от других действий.

Например, ребенок смотрит в лицо взрослому и улыбается в ответ на его ласковые слова – это говорит о том, что идет общение. Но вот ребенок заметил в траве жука и начал его разглядывать – общение прервалось, ему на смену пришла познавательная деятельность ребенка.

У дошкольников общение тесно переплетается с игрой, рисованием, исследованием предметов. Ребенок то общается с взрослым, то переключается на другие дела.

Как предмет психологического анализа общение представляет собой известную абстракцию и не сводится полностью к сумме разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми. В повседневной жизни происходит сочетание различных видов общения.

Общение дошкольников и его особенности

Дошкольники отличаются специфической особенностью общения, которая заключается в том, что они практически не видят личности партнеров по взаимодействию. Пристально наблюдая за их действиями, они указывают на ошибки, пытаются их превзойти, но абсолютно не осознают, что перед ними такие же дети со своими интересами.

Внимания и понимания дошкольник ждет по отношению к себе и не готов проявлять ответное внимание и замечать достоинства своих сверстников.

Особенностями общения дошкольников является яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над ответными. Эмоциональная насыщенность общения детей сразу бросается в глаза – они не разговаривают спокойно – кричат, визжат, хохочут, пугают друг друга и захлебываются от восторга.

В обществе своих сверстников дошкольник высказывается более расковано, сопровождая свои слова кривлянием, необычными возгласами. Общение раскрепощено и преобладают иные формы поведения, особенностями которого являются ненормированные коммуникативные образцы. Дети намеренно передразнивают друг друга, что в общении со взрослыми не происходит. В период активного словотворчества дошкольники изобретают странные словечки и могут долго смеяться над какой-нибудь «буквоежкой».

Принципы диалога дошкольники игнорируют, главное для них – это высказаться самому, нежели слушать своего приятеля, поэтому между детьми много непонимания. Каждый сказал то, что думал, а что сказал сверстник, пролетело мимо ушей.

Во время детского общения идет формирование речевых навыков, развиваются коммуникативные умения. Особенностью общения является преобладание инициативы в ответных действиях. На реплику одного, второй реагирует ответной активностью – происходит развитие диалоговой речи, но, при этом, могут возникнуть такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, так как каждый делает попытку сказать свое слово последним и никто не хочет уступать.

Каждое свободное проявление ребенка раскрывает его индивидуально-личностные особенности, которые остаются до конца дошкольного детства.

Формы общения дошкольников

Сверстники для дошкольника являются зеркалом, в котором ему видно свое отражение.

В разном возрасте дошкольник видит только некоторые качества своих партнеров – «она добрая», «тот мальчик всё время дерется», «он жадина». Благодаря такому отражению ребенок дошкольного возраста больше понимает самого себя, определяет свои качества, сравнивая их с качествами сверстников. Общение детей в 3-х летнем возрасте вполне предсказуемо, а старшие дошкольники уже имеют опыт для взаимодействия. Общение детей идет в основном в рамках игрового контекста, в условиях сюжетно-ролевой игры.

Общение в среде дошкольников имеет три основные формы:

  • эмоционально-практическая,
  • ситуативно-деловая,
  • внеситуативно-деловая.

Совсем необязательно, чтобы данные формы последовательно сменяли друг друга, чаще каждая последующая форма общения наслаивается на предыдущую. Пятилетки при встрече, например, сначала хвастаются своими новыми игрушками, а затем уже по-деловому начинают договариваться об игре.

Эмоционально-практическая форма общения выражается в том, что дети на некоторое время становятся соучастниками по шалостям, на чем процесс совместных действий заканчивается, при этом им не важен результат. Смена деятельности у дошкольников очень частая, за полчаса, проведенных на игровой площадке, они меняют свое занятие несколько раз.

Появляются в этом возрасте и задатки делового сотрудничества, в качестве которого выступает игра – дети обсуждают и договариваются, как и во что играть, какие будут правила этой игры.

Постепенно игра становится более сложной, зарождаются первые привязанности, приводящие к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Появляется такая тенденция не ранее 6-летнего возраста. Старшему дошкольнику становится важно, с кем играть, а выбор игрушки решится в процессе совместных обсуждений.

Внеситуативное общение способствует становлению связной речи. Ребенок уже может понятно объяснить, обсудить правила игры, аргументировать свою точку зрения. В пять лет дети с удовольствием рассказывают о себе, где были, что видели, и эти разговоры становятся предметом общения.

В детском общении в основном присутствует категоричность, а предупредительности ещё мало, но к концу дошкольного возраста им открывается ценность личностных качеств, а это является главным достижением общения дошкольников со сверстниками.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot