Дизартрия: понятие, симптомы, причины
Дизартрия - это расстройство речи, в результате которого она становится невнятной и нечленораздельной.
Выделяют несколько типов дизартрии в зависимости от степени тяжести речевых нарушений:
- первая (стертая): речевые нарушения минимально выражены и обнаруживаются только на прием у логопеда;
- вторая: речевые нарушения проявляются в сложностях артикуляции, невнятной произношении слов и хорошо заметны окружающим;
- третья: речевые нарушения очень явные, речь нечленораздельная, больного понимают только близкие родственники;
- четвертая (анартрия): нарушения выражаются в полном отсутствии речи или сохранности отдельных звуков.
Основные симптомы, соответствующие дизаратрическому расстройству, касаются нарушений иннервации тех органов, которые участвуют в формировании речи, звуков, стройности речи. В связи с этим, выделяется два основных локуса симптоматики:
- гипертонус артикуляционных мышц (спазм) губ, языка, шеи, в результате чего звуковое извлечение становится ограниченным.
- гипотонус артикуляционных мышц - язык недостаточно иннервируется (вялый), рот недостаточно открывается, губы не смыкаются. В результате недостаточной иннервации ребенок не способен издавать членораздельные звуки или слова.
В целом, при дизартрии нарушается произношение почти что всех звуков. Помимо самого звукоизвлечения, у ребенка нарушена также и дифференциация звуков на слух, что приводит к неспособности формирования словарного запаса, логичного и стройного построения предложения.
Основные причины формирования дизартрии
Основная причина формирования дизартрии связана с нарушением функционирования определенных зон нервной системы (центральной и периферической). Локализация этих поражений может быть на разном уровне нервной системы:
- на уровне ядер черепных нервов, которые как раз и отвечают за иннервацию артикуляционных мышц;
- на уровне нервных путей между корой головного мозга и церебральными ядрами;
- на уровне подкорковых центров;
- на уровне мозжечка и проводниковых путей от него и к нему;
- на уровне коры головного мозга.
Основные факторы, которые могут спровоцировать поражение этих зон нервной системы могут быть связаны с беременностью и ее течением (токсикозы, гипоксия, иммунный конфликт, резус-фактор), осложнениями при родах, преждевременными родами, асфиксией плода. Кроме этого, дизартрия также может развиваться и у здоровых детей в результате тяжелых инфекционных заболеваний, поражающих нервную систему, интоксикации, опухолей и травм головного мозга.
Дизартрия является сложным и многокомпонентным расстройством, которое может быть частью других заболеваний. Поэтому ее диагностика должна происходит комплексно с одновременными участием невролога, который определяет топологию поражения нервной системы, и логопеда, который определяет степень речевых нарушений.
Таким образом, определяется план коррекции, который включает в себя коррекцию фоновой патологии нервной системы и артикуляционную коррекцию.
Неречевые нарушения
Основными синдромами неречевых проявлений являются:
- псевдобульбарный синдром - это атрофия языкоглоточного, подъязычного и блуждающего нервов, в результате чего проявляется слабость крика или отсутствие крика вообще, нарушение сосания, глотания, полное отсутствие или слабость важных рефлексов новорожденного (поисковый, хватательного, ладонно-ротового), всхлипы при выдохе. Такие дети вяло сосут молоко, захлебываются, нередко молоко выходит у них из носа. Дыхание имеет хрипловатый оттенок.
- Бульбарный синдром - это атрофия мышц глотки, гортани, языка, слабость артикуляционных мышц, в результате чего появляется гнусавость звуков, преобладание глухих звуков. Звукоизвлечение в целом монотонно, однообразно и не мелодично. Зачастую, при бульбарной дизартрии наблюдается поражение лицевого нерва, и развивается асимметричность лица, отвисание губы, что мешает захвату соска. Такой ребенок очень часто давится во время еды, его гуление однообразно, у него плохое интонирование. В целом, ребенок начинает позже говорить.
Анализ неречевых нарушений имеет высокую значимость при обследовании ребенка до 2-3-х лет, когда у него еще не начался процесс развития речи. Это позволяет на очень ранних этапах выявить дизартрическое расстройство. Симптомы псевдобульбарной дизартрии отмечаются уже у новорожденного.
Нарушенное функционирование безусловных рефлексов влияет впоследствии на произвольность артикуляционной моторики: ограничивается объем артикуляционных движений языка, проявляются синкинезии (сопутствующее движение нижней челюсти при движение языка вверх, а также движение пальцев рук при движении языка), сложности в удержании артикуляционной позы языка, в переключении с одного движения на другое.
Поэтому при диагностике дизартрического расстройства большое внимание уделяется артикуляционной моторике в состоянии покоя, а также в ситуации звукоизвлечения. Учитываются характеристики самих движений, их точность и соразмерность звуковому извлечению, особенности дыхания и общей моторики тела.
Коррекция артикуляционной стороны речи при ранней диагностике позволяет своевременно составить план коррекционных работ.