Особенности наглядно-образного мышления дошкольников с нарушением (недоразвитием) речи — это недостаточная сформированность основных компонентов мышления и взаимосвязи между ними. К числу таких компонентов относятся: наглядные представления об окружающей действительности, словесные обобщения имеющихся образов, последовательность мыслительных операций, адекватные варианты решения наглядно-образных задач и включение речи в эти процессы.
Сущность и виды речевых нарушений
В дошкольном возрасте закладывается основа дальнейшего обучения и воспитания детей. Большая часть детей посещает дошкольные учреждения, в которых созданы все условия для их развития. К сожалению, есть дошкольники, развитие которых обладает своими особенностями. К ним относятся и дети с нарушением сенсорных анализаторов и интеллекта.
Дошкольники с различными речевыми расстройствами требуют особых условий воспитания и развития, при этом большую часть из них составляют дети.
Речевые нарушения классифицируются на простые и сложные. К сложным нарушениям речи относят нарушения, затрагивающие различные стороны речи:
- Произношение,
- Лексика,
- Фонематический слух,
- Грамматический строй.
В соответствии с классификацией Р. Е. Левиной все нарушения рассматривают как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи представляет собой наличие различных речевых расстройств, при которых у ребенка нарушено формирование всех составляющих речевой системы. Они относятся к ее звуковому и смысловому содержанию, нормальному слуху и интеллекту.
Ребенок с общим недоразвитием речи отличается от своих сверстников без нарушений особенностями психических процессов, в частности наглядно-образного мышления. У него можно наблюдать неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания и вербальной памяти, отставание в развитии мышления.
Наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Основное условие развития наглядно-образного мышления детей с нарушенной речью — это их целенаправленное воспитание и обучение. В ходе воспитания дети овладевают предметными действиями и речью, учатся самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи. Они начинают понимать требования, которые им предъявляют взрослые, и учатся действовать в соответствии с ними.
Развитие наглядно-образного мышления дошкольника с нарушением речи выражено через постепенное расширение содержания мысли в последовательном проявлении способов и форм мыслительной деятельности. Далее происходит их трансформация по мере общего формирования личности.
Изменения в мышлении дошкольников, в первую очередь, связаны с тем, что происходит установка все более тесных взаимосвязей между мышлением и речью. Данные связи способствуют формированию развернутого мыслительного процесса, представляющего собой рассуждение. У ребенка перестраиваются взаимоотношения практической и умственной деятельности. В этом случае начинает играть планирующую роль и влияет на бурное развитие мыслительных операций.
Образное мышление может выступать в качестве основы для усвоения дошкольником обобщенных знаний. Оно обеспечивает усвоение обобщенных знаний и само в этом процессе совершенствуется. Это происходит в ходе применения полученных знаний в решении различных задач познавательного и практического характера.
Тесная связь нарушений речи и других сторон психического развития характеризует некоторые специфические особенности наглядно-образного мышления. Для ребенка с общим недоразвитием речи при условии неустойчивого внимания и сниженной вербальной памяти (продуктивности запоминания) присуще недоразвитие наглядно-образного мышления. Также у таких детей не развито и словесно-логическое мышление.
Особенности мышления детей с нарушениями речи
Отличительная особенность деятельности детей с общим недоразвитием речи представлена их познавательной деятельностью, связанной с неполноценностью чувственного познания, речевым недоразвитием, ограниченной практической деятельностью.
Недостатки в речевом развитии создают трудности в выявлении существенных признаков предмета и установке связей между ними. Особенно ярко нарушения выражены в операциях обобщения и опосредованном познании. У ребенка с недоразвитием речи на процесс и результат мышления оказывают воздействие недостатки в знаниях и самые часто нарушения самоорганизации. У него недостаточный объем информации об окружающем мире, включая свойства и функции предметов действительности.
Для ребенка с нарушением речи характерны трудности в установке причинно-следственных связей между явлениями. Любые нарушения самоорганизации связаны с недостатком эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Это проявляется через психофизическую расторможенность (реже заторможенность) и отсутствие устойчивого интереса к заданиям.
Дошкольник часто долгое время не включается в предложенную ему проблемную ситуацию или, напротив, очень быстро приступает к исполнению задания. При этом он поверхностно оценивает проблемную ситуацию и не учитывает все особенности задания. Другие дети могут приступать к выполнению заданий, но быстро теряют к нему интерес. Они не заканчивают задание, отказываются работать даже при правильном выполнении.
Дети с нарушениями речи овладевают в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, которые доступны их возрасту. Тем не менее, они отстают в нескольких сферах:
- Анализ,
- Синтез,
- Сравнение,
- Классификация.
Степень сформированности наглядно-образного мышления способна предопределить успех последующего обучения дошкольника. Она предполагает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Современные программы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями и недоразвитием речи в условиях специальных детских учреждений содержат информацию о полноценных предпосылках для овладения мыслительными операциями. Если дети не пройдут специальное обучение, то для них будут характерны в последующем серьезные недостатки мыслительной деятельности.