Проблема тревожности подростков — это одна из актуальных проблем современной психологии, которая способна не только дезорганизовать учебную деятельность, но и негативно влиять на уровень адаптации и формирование личности.
Исследования проявления тревожности у подростков
В подростковый период тревожность становится устойчивым личностным образованием. До этого времени она представляет собой производную от широкого круга нарушений. В свою очередь, процесс закрепления и усиления тревожности способствует накоплению негативного опыта и его углублению. Это увеличивает и сохраняет тревожность.
С каждым годом количество тревожных подростков становится все больше. Для них характерен повышенный уровень беспокойства, эмоциональная нестабильность, проявление агрессивности. Большое число работ посвящено вопросу тревожности. В российской науке таких исследований не так много, так как большая часть из них относится к зарубежным школам.
Большую роль в развитии тревожности подростка играет адекватность развития личности. В этом случае среда имеет предопределяющее значение, поскольку способствует формированию системы отношений. В качестве их центра выступают следующие аспекты:
- Самооценка,
- Ценностные ориентации,
- Направленность интересов,
- Предпочтения.
В ходе исследования взаимосвязи самооценки и уровня тревожности ученые определили, что тревожные дети, как правило, показывают низкую самооценку. По этой причине у них появляется ожидание неблагополучия со стороны окружающего мира и людей. Тревожный ребенок весьма чувствителен к собственным неудачам, остро реагирует на них, склонен отказываться от той деятельности, в которой испытывает трудности.
Таким образом, тревожность представляет собой индивидуальную психологическую особенность, которая состоит в высокой склонности испытывать беспокойство. Также она включает объективные характеристики, которые иногда к этому не предрасполагают. В состоянии тревоги люди переживают в совокупности эмоции, которые впоследствии влияют на их отношения с окружающими, поведение, восприятие и др.
Психотерапия тревожности искусством
Сегодня в психологии часто используется такой подход, который сберегает здоровье. Он называется психотерапия искусством и является направлением арт-терапии. С помощью этих средств оказывается воздействие на подростка инструментами изобразительного творчества.
Арт-терапия появляется на стыке искусства и науки. Это произошло в 30-х годах прошлого века. Направление предоставляет людям неограниченные возможности для самореализации, самовыражения, утверждения и познания собственного «Я» благодаря продуктам творчества.
Л. С. Выготский выделил основные механизмы психологического коррекционного воздействия арт-терапии:
- Искусство дает возможность в особой символической форме проводить реконструкцию конфликтной травмирующей ситуации;
- Определение путей разрешения ситуации с помощью переструктурирования на основе креативных способностей личности;
- Природа эстетической реакции, которая позволяет поменять действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
Один из самых распространенных видов арт-терапии представлен изотерапией. Она оказывает лечебное воздействие и используется в процессе коррекции посредством изобразительной деятельности. Инструменты изотерапии включают рисунки, лепку, аппликации.
В соответствии с формой организации изотерапия может быть индивидуальной и групповой. В зарубежной и отечественной изотерапии рассматриваются 2 направления. Первое из них представлено использованием уже существующих произведений изобразительного искусства (например, их анализ и интерпретация). Второе направление заключается в побуждении к самостоятельному творческому проявлению в изобразительной деятельности.
Изотерапию чаще всего применяют в психокоррекционной практике (например, в медицине, психологии). В медицине она проявляется через лечебно-реабилитационные задачи, а в психологии благодаря коррекционно-профилактическим методам.
Особенности коррекции тревожности средствами изотерапии
Терапия искусством способна давать позитивные результаты в работе с разными группами детей, включая детей с умственной отсталостью, ЗПР, речевым недоразвитием, поведенческими нарушениями. Она помогает в том случае, когда затрудняется вербальный контакт или, напротив, сеанс чрезмерно связан с речевым общением.
Искусство позволяет сформировать целостную картинку мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, которые доступны каждому. Так, рисуя что-либо, подростки могут сочувствовать и сопереживать. Чувства сопричастности к окружающему миру помогают детям преодолевать отчуждение и замкнутость. Рисунки являются изображениями действительности, отражающей внутренний мир ребенка.
В процессе рисования подростки непроизвольно получают возможность уменьшать тревожность. Искусство снижает агрессивность, позволяет обрести уверенность в своих силах. Благодаря ему люди получают положительные эмоциональные переживания, обучаются конструктивным навыкам коммуникации и эффективным моделям поведения.
У многих подростков наблюдается тревожность, беспокойство, агрессия. Иногда они связаны с дисгармоничными отношениями с родителями или сверстниками, закрытостью, неумением говорить о себе и своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром характеризуются спонтанностью, неконструктивностью, незрелостью, некомпетентностью.
Методы изотерапии дают социально приемлемый выход тревожности и прочим негативным чувствам. Работа со средствами изотерапии безопасна для подростка. Она облегчает процесс коррекции. Это связано с тем, что неосознаваемые внутренние конфликтные ситуации и переживания более просто выразить через зрительные образы.