Эмоциональное развитие – это совокупность взаимосвязанных направлений развития, каждое из которых обладает своими определенными способами воздействия на эмоциональную сферу, в том числе на механизмы включения эмоций.
Характеристика эмоциональной сферы детей раннего возраста
Определить внимание психологов и педагогов к эмоциональному развитию ребенка в раннем возрасте можно тем, что первые 3 года жизни — это чрезвычайно важный и ответственный период развития. Промежуток с одного года до 3 лет является новым этапом в психическом развитии ребенка.
Ранний возраст характеризуется гигантским скачком в развитии, включая физическое, психическое, социальное. Ребенок в этот период уже заявляет о себе как о личности. Ни в один из других возрастных периодов психика ребенка уже не будет развиваться столь динамично. Именно на этом этапе происходит закладывание фундаментальных личностных образований, в том числе и эмоций.
Эмоциональные переживания детей от 1 до 3 лет сохраняют множество особенностей, присущих для младенца. Они характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, бурным выражением.
Ребенок очень впечатлителен. Эмоциональное возбуждение при этом сильно влияет на все поведение малыша. Например, ожидая приятного события (день рождения, праздник), дети становятся плаксивыми, раздражительными, капризными.
В группах детей раннего возраста наблюдается «эмоциональное заражение». Так, если начнет плакать один из них, то его сразу же поддержат остальные.
Негативные эмоции чаще всего способны вызвать:
- Нарушение дневного режима,
- Неправильные воспитательные приемы умывания, укладывания и кормления,
- Недостаточно эмоционально насыщенное (продолжительное) общение с взрослыми,
- Отсутствующие условия для самостоятельных игр,
- «Экзальтированная» привязанность к одному из членов семьи,
- Отсутствие единства требований и рассогласованные приемы воспитания.
Эмоции в поведении ребенка раннего возраста
Ребенок в раннем возрасте действует не задумываясь. На него в большей мере влияют сиюминутно возникающие переживания, при этом чувства играют побуждающую роль и представляют собой мотив поведения, которое импульсивно по этой причине.
Чувства способны побуждать к поступкам, закрепляясь в них же. Наряду с этим, в возрасте от года до 3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства по причине выделения предметов в качестве постоянно существующих (имеющих устойчивые характеристики) и формированием представлений о них могут возникать чувства, относящиеся к объектам, которые малыш не видит перед собой в этот момент (например, в отсутствие матери ребенок вспоминает ее и скучает).
В раннем возрасте происходит значительное обогащение содержания переживаний. Это обусловлено тем, что для ребенка расширяются границы окружающего мира, когда появляются новые виды деятельности и увеличивается круг людей, включая сверстников, с которыми он взаимодействует.
Для ребенка характерна большая самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, для которого в большей мере характерны подражательные переживания, у ребенка более возднего возраста все ярче проявляются свои чувства к окружающему.
Эмоции детей второго и третьего года жизни
На втором году жизни эмоциональная сфера ребенка тесно связана с предметной деятельностью (успешность или неуспешностъ). Эмоциональные реакции на этом этапе может уже вызываться более разнообразными причинами, чем у младенцев. Они характерны для:
- Объектов, с которыми предстоит действовать,
- Ситуации в целом,
- Действий самого ребенка,
- Получаемого самостоятельно результата,
- Игровых моментов с участием взрослого.
Как и в прошлый возрастной период, интерес к объекту сочетается с неумением действовать, что способно вызвать недовольство, гнев и огорчение. Отрицательные реакции показывают то, что способ действия еще не сформировался, поэтому ребенку необходима помощь.
Во многих случаях положительные эмоции помогают отражать уровень удовлетворения потребности (познавательная, двигательная и др.). Переживания в это время уже относятся именно к умению и результатам, которые присущи для самостоятельности человека. По этой причине можно говорить о последующей социализации эмоций.
К концу второго года жизни ребенок уже получает удовлетворение от игры. В это время проявляются переживания, относящиеся не только к условным действиям, но и к сюжету. Дети радуются как самому действию, так и тому, что оно осуществляется в организованной ими игре.
К трем годам у ребёнка, который поглощен сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не способны вызвать негативных эмоций, как это было раньше. Его переживания в этой ситуации напрямую связаны с сюжетной стороной игры. Он изменяет сюжет. Например, неудовольствие и опасение ребенка может быть вызвано тем, что кукла может испачкать себе платье.
Сюжетные переживания показывают то, что предметная направленность деятельности теперь стала уступать место игровой. В этом случае на первый план выдвигается не сам образ конкретного предметного действия в игре, а обобщенный образ игровой ситуации.
Эмоциональный отклик на игровые события способен отражать не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для детей. В раннем возрасте происходит развитие высших чувств, предпосылки которых складываются в младенческий период.
К трем годам уже отчетливо проявляются эстетические чувства. Ребенок переживает характер музыки (веселая или грустная, плавная или бодрая). Он хорошо понимает настроение близких людей. Любовь и симпатия к ним приобретает в этот период новые формы.
Малыш стремится получить похвалу, одобрение, при этом огорчается, если их не получает. Освоение детьми речи способствует тому, что некоторые слова могут снова приобрести условно-эмоциональное значение, способность выражения положительного или отрицательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Слово теперь включено в эмоциональные процессы, изменяет их течение.