Понятие «трудовая адаптация»
Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в которой личность и трудовая среда взаимодействуют и являются адаптивно-адаптирующими системами.
Понятие «адаптация» взято из биологии, где оно означает приспособление к окружающей среде.
В ситуации трудовой адаптации события могут развиваться следующим образом:
- влияние личности на трудовую среду будет значительно, а влияние трудовой среды – незначительно;
- среда оказывает на личность большее воздействие при возможном изменении поведения личности;
- взаимное влияние друг на друга среды и личности.
Человек, при поступлении на работу, активно включается в профессиональные и социально-психологические отношения трудовой организации. Ему необходимо усвоить новые социальные роли, нормы, ценности, свою индивидуальную позицию согласовать с целями и задачами трудового коллектива. Свое поведение необходимо подчинить служебным предписаниям учреждения.
На работу поступает уже взрослый человек, имеющий ценностные ориентации поведения, свои определенные цели. В свою очередь, трудовая организация предъявляет к работнику свои требования относительно трудового поведения.
Таким образом, работник и трудовая организация, реализуя свои требования, приспосабливаются друг к другу, т.е. осуществляется процесс трудовой адаптации.
Отсюда следует, что трудовая адаптация является двусторонним процессом между работником и социальной средой, новой для него. Проявляться адаптированность в трудовой среде будет в поведении, в эффективности труда, в усвоении и практической реализации социальной информации, в трудовой активности, удовлетворенности разными сторонами трудовой деятельности.
В трудовой адаптации выделяется несколько видов:
- профессиональная адаптация;
- социально-психологическая адаптация;
- общественно-организационная адаптация;
- культурно-бытовая адаптация;
- психофизиологическая адаптация.
Профессиональная адаптация выражается в ознакомлении с профессиональной работой, в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, приобретении мастерства и сноровки.
Социально-психологическая адаптация предполагает включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации, где он постепенно получает информацию об организации, её традициях, ценностных ориентациях.
В ходе общественно-организационной адаптации работник осваивает структуру организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса.
Культурно-бытовая адаптация определяется уровнем культуры производства, развитием инфраструктуры, участием новых членов коллектива в традиционных культурных мероприятиях данного производства.
Что касается психофизиологической адаптации, то она представляет собой процесс освоения человеком совокупности условий труда.
Профессиональная адаптация нового сотрудника
Каждый новый сотрудник имеет свой индивидуальный период психологической адаптации, который зависит от множества различных причин.
Рисунок 1. Этапы процессы адаптации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль психологической адаптации в ситуации вхождения специалистов в организацию очень большая, поскольку специалисты могут быть разного возраста, а также с наличием или отсутствием предыдущего опыта работы.
Социально-психологическая адаптация предполагает включение работника в систему профессиональных межличностных отношений и связей, приспособление к новой социальной среде и освоение новой социальной роли.
У новых специалистов, как правило, сложность связана с усвоением групповых норм и вхождением в систему сложившихся межличностных связей. Групповые нормы выполняют регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции, уровни которых зависят от того, насколько обязательно их соблюдение. Информация, касающаяся групповых норм, представляет большую важность для нового сотрудника – эти нормы обязательны для соблюдения, их нарушение недопустимо.
Понятно, что новый сотрудник на начальном этапе будет иметь не очень большую эффективность работы и это объясняется целым рядом причин. Новому сотруднику важно понять специфику должностных обязанностей, понять личностные особенности коллег, хорошо изучить организационные процессы. Кроме этого, процесс адаптации требует со стороны организации определенных временных инвестиций.
Новому сотруднику необходимо ознакомиться с деятельностью организации и выработать свое поведение, исходя из требований среды. Перед новым сотрудником конкретной организации или производства стоит необходимость принятия организационных требований, к которым относятся должностные инструкции, приказы, распоряжения, режим труда и отдыха и др.
Новый сотрудник при поступлении на работу включается в систему внутриорганизационных отношений, где существует совокупность требований, норм, правил поведения, которые определяют социальную роль человека в данной группе. От того, сколько позиций занимает человек, ожидается соответствующее поведение.
Адаптация нового сотрудника пройдет значительно быстрее и успешнее, если нормы и ценности коллектива станут нормами и ценностями каждого отдельного сотрудника.
Процесс адаптации необходимо планировать, т.е. применять целенаправленные мероприятия для постепенного погружения нового сотрудника в рабочий процесс в новых для него условиях.
На начальном этапе составляется программа адаптации в соответствии с предлагаемой должностью, личными особенностями, наличием или отсутствием практического опыта работы кандидата.
Данное положение является основой первого шага реализации программы. На этом же начальном этапе составляется программа, как первоначального, так и профессионального обучения.
Удовлетворенность нового сотрудника работой, выполнение предъявляемых должностных требований, признание коллективом социальной роли нового сотрудника, являются критериями успешной адаптации.
Особенности трудовой адаптации
Трудовая адаптация может быть первичной и вторичной. Первичная адаптация характерна для молодых и начинающих сотрудников, впервые приступивших к своей профессиональной деятельности. У них ещё нет никакого опыта в работе.
Вторичная адаптация касается тех работников, кто в силу каких-то обстоятельств сменил должность или место работы.
В процессе адаптации есть этап идентификации, когда личные цели нового сотрудника совмещаются с целями организации. Работники по характеру идентификации могут быть безразличные, частично идентифицированные, полностью идентифицированные.
Основу любой организации составляют сотрудники, прошедшие полную идентификацию.
Не только типы адаптации, но и типы поведения новых сотрудников при приеме на работу могут быть разные, например:
- Первый тип получил название «приемлет», т.е. человек принимает все ценности организации и нормы поведения и будет делать так, чтобы не противоречить интересам производства;
- Второй тип – «не приемлет» ценности производства как должное, но будет подстраиваться ко всем требованиям. Этот сотрудник может быть хорошим, но не надежным и в любое время способен совершить действия во вред компании или покинуть свою должность;
- Третий тип – «разделяет», он не принимает установленных внутри коллектива норм поведения и ценностей организации, поэтому частыми будут сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией предприятия;
- Четвертый тип – «не разделяет», когда работник не принимает никаких правил, ценностей организации. Такой сотрудник становится агрессивным зачинщиком конфликтов внутри коллектива. Если в коллективе есть такой сотрудник, то трудовой процесс всех сотрудников значительно осложняется и производство может нести убытки. Однако говорить о том, что такой человек полностью будет неприемлем в коллективе, тоже нельзя.