Психология управления — это раздел психологии, который занимается исследованием психологических закономерностей управленческой деятельности. Основной задачей этого направления считается анализ психологических условий и аспектов управленческой деятельности.
Особенности, предмет и объект психологии управления
Психология управления направлена на повышение эффективности и качества работы в системе управления. В качестве объекта психологии управления выступает организованная работа людей, отношения работников в организации в условиях, когда действия любого из них определяются общими правилами.
Предмет психологии управления заключается в управленческом взаимодействии, которое формируется в системе управления. Он включает способы управленческой деятельности в качестве особенного типа взаимодействий и связей. Отношения в сфере управления проявляются лишь в процессе организованной деятельности. Она всегда подчиняется определенным нормам и правилам.
Проблематика психологии управления обширна. Она включает:
- Взаимодействие, возникающее между формальной системой отношений и стихийным поведением людей;
- Значение руководителя в процессе построения неформальных отношений;
- Определение стиля руководства;
- Состав мотивационных и коммуникативных механизмов взаимодействия,
- Особенности организационной культуры как системы ценностей и норм коллектива.
Соответствующие отношения и связи в организации при осуществлении управления обладают психологическими особенностями. Это связано с тем, что данные отношения возникают между индивидами. Поиск и исследование данных особенностей ведет психология управления.
Таким образом, предмет психологии управления заключается в совокупности психических явлений и отношений в организации. Они представляют собой психологический аспект управленческих отношений и деятельности в области управления.
Психологические особенности отношений в управлении
Управленческие отношения представляют собой взаимодействия людей, которые участвуют в процессе целенаправленного воздействия, заключающегося в процессе управления. Данные отношения возникают, как правило, между управляющей и управляемой подсистемой, то есть между субъектами и объектами управления. Они считаются видом общественных отношений, поскольку состоят в структуре связей. Связи формируются в зависимости от вида деятельности.
Отношения в управлении – это отношения определенной зависимости. Они характерны для субъекта и объекта управления, поскольку выражены через категории «подчинение» и «руководство». Отношения проявляются по причине объективной потребности выполнения необходимых управленческих функций, включающих целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Психология управления рассматривает управленческие отношения в том числе как психологические. Это обусловлено тем, что в их рамках осуществляется волевое воздействие на психику. Управленческие отношения способны поставить индивида в положение субъекта или объекта.
Любой тип управленческих отношений проявляются на предприятии Основная проблематика рассматриваемого раздела психологии состоит в определении психологических факторов эффективности управленческой деятельности. Проблема включают межличностное общение; межгрупповой и межличностный конфликт, психологические аспекты процесса принятия управленческих решений.
В состав вопросов, которыми занимается психология управления, входят проблемы лидерства. Они касаются также психологического климата организации, оценки личности руководителей и подчиненных. Эта отрасль научного знания предназначена для подготовки менеджера, формирования и развития социально-психологической культуры, создания предпосылок понимания важных проблем управления.
Основы психологии управления
С позиции психологии управления управляемая система (объект управления) представлена человеком (индивидом, личностью). Человек, как известно, самостоятельно управляет собственным поведением в зависимости от своих потребностей, мыслей, мировоззрения. Общество также считается самоуправляемой системой, а человек является элементом данной системы. По этой причине управлять обществом — это значит управлять человеком.
Воздействие на человека подразумевает, что его поведение должно нести пользу для общества, окружающих людей, для него самого. Тем не менее, человек – это сложное понятие, которое рассматривают в психологии, педагогике, социологии.
Психология управления определяет личность в числе людей во всем разнообразии свойств, которые присущи отдельному индивиду. Эти качества отличают личность от других людей, но, одновременно, объединяют его с ними. При рассмотрении проблем личности в производственных организациях, важно определение того, что представляет собой «личность».
Руководству для взаимодействия и управления людьми (группами, личностью) необходимо знать, что такое личность. Множество теорий содержат различные подходы к определению этой категории. С этими определениями студенты знакомятся на курсах психологии и социологии.
Одно из определений, характерное для психологии управления, гласит, что личность — это объединение социальных образований, черт и качеств. Их человек получает, взаимодействуя с другими людьми. Личность является целостным социальным качеством человека, сформированным в процессе всей жизни. Для понимания поведения работника в производственной организации, необходимо видеть перспективы и уметь управлять.
Структура личности с точки зрения психологии управления рассматривает несколько подструктур:
- Биологически обусловленную подструктуру (пол, темперамент, способности);
- Индивидуальную подструктуру (психические процессы человека);
- Социально обусловленную подструктуру (направленность, мотивы, установки, ценности и др.).