Профессиональная диагностика — это совокупность мероприятий, которые концентрируются на выявлении степени соответствия человека требованиям определенной профессии (профессиональная пригодность). В рамках профдиагностики у кандидатов на определенную вакансию специалист выявляет наличие (отсутствие) профессионально важных психофизиологических качеств и психологических свойств.
Профессиональная диагностика
Суть профессиональной диагностики раскрывается через несколько взаимосвязанных стадий - профессиографию, профориентацию, профессиональный психофизиологический отбор, адаптацию и аттестацию.
Профессиография представляет собой всестороннее исследование профессий, итогом которого становится формирование перечня требований, предъявляемых со стороны профессии человеку. Элемент профессиограммы представлен так называемой психограммой, которая обозначатся в качестве системы профессионально важных психологических свойств и качеств.
Психограмма отражает взаимосвязь психологических качеств, требующихся для успешного профессионального труда, со степенью их устойчивости. Исследователи указывают на возможности формирования каждого из них, включая нормативные показатели профпригодности.
При составлении профессиограмм используется несколько основных методов:
- Беседа,
- Наблюдение (например, трудовой метод, «фотография» рабочего дня),
- Анализ документации,
- Экспертные оценки,
- Опросный лист,
- Коллективная дискуссия,
- Иерархический анализ заданий,
- Алгоритмические описания трудовой деятельности,
- Критические инциденты,
- Анализ ошибок в рамках операторской деятельности и др.
Профессиональная ориентация является формированием готовности субъекта к труду. Она помогает выработать потребность в труде и понять его необходимость с одновременным развитием общетрудовых навыков.
Профессиональный психофизиологический отбор представляет собой определение степени пригодности субъекта к соответствующему виду деятельности. Этот процесс основан на сопоставлении индивидуальных особенностей и требований профессии. Суть процедуры состоит в комплексной оценке кандидатов, включая оценку и анализ их физиологических, психологических качеств, социальных и психологических свойств, состояния здоровья и физического развития.
Особенности профдиагностики
После оценки итогов профотбора (профпригодности) для кандидата формируется заключение о степени его соответствия вакансии. В этом процессе происходит распределение кандидатов на группы:
- Безусловно пригодные лица (специалисты, развитие ПВК которых полностью соответствует требованиям конкретной деятельности);
- Условно пригодные лица (их бучение или трудовая деятельность будет связана с небольшими трудностями и погрешностями, для них часто необходимо увеличение сроков обучения);
- Непригодные лица, чья успешность обучения и работы не соответствует предъявленным требованиям.
Важнейший этап профдиагностики представлен профессиональной адаптацией. Она состоит в оценке трудностей при освоении профессии. В ходе этой процедуры происходит разработка средств, методов и критериев приспособления человека к условиям конкретной деятельности. Специалисты дают обоснование рекомендаций по увеличению скорости данного процесса.
В период адаптации благодаря использованию разнообразных инструментов у сотрудников диагностируются изменения функциональных состояний (например, наступление утомления, профессиональный стресс, наличие психологического напряжения, появление фрустрации). В адаптационный период есть возможность определить изменения психофизиологических функций, на которые влияют различные условия труда.
Если в рамках профдиагностики руководство будет игнорировать адаптационные мероприятия, то это может спровоцировать профессиональный стресс. Данное явление считается серьезной угрозой финансовому благополучию и перспективам развития компаний.
Ученые установили связь профессионального стресса и неудовлетворенности работой. Это проявляется в совершении инцидентов на производстве, семейных проблемах, состоянии здоровья (чаще всего это инфаркт миокарда, определенные формы рака, психические нарушения).
Последний этап профдиагностики представлен аттестацией. Она предполагает оценку профессиональных достижений и вклада сотрудника. Специалист должен оценить развивающийся потенциал, личностные характеристики и трудовое поведение персонала.
Профессиональное развитие
Профессиональное развитие определяется в качестве процесса социализации, который происходит в онтогенезе человека и концентрируется на присвоении им различных аспектов мира труда. В частности, в их состав входят несколько профессиональных ролей, профессиональная мотивация, профессиональные знания и навыки.
Профессиональное развитие нельзя отделять от личностного развития. В основе этих процессов должен лежать принцип саморазвития, который способен детерминировать потребность человека превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Все это приводит к высшей форме жизнедеятельности личности, которая представляет собой творческую самореализацию.
После проведения анализ существующих подходов к вопросу профессионального развития, можно сделать несколько выводов. Одно из основных направлений исследования профессионализации в современной психологии представлено ее изучением в контексте развития личности в зрелом возрасте. При этом развитие становится в этом случае основным объясняющим принципом.
Успех профессионализации будет зависеть от степени соответствия индивидуальных психологических особенностей личностей требованиям профессии. В целом профессиональное развитие рассматривается как способ самореализации индивида. Этот процесс в соответствии с базовыми принципами системогенеза, осуществляется неравномерно и гетерохронно.