Учебная деятельность – это процесс саморазвития индивида, результатом которого являются приобретённые новые знания, умения, навыки и способности
Особенности и содержание учебной деятельности младших школьников
У младших школьников учебная деятельность — это главная и ведущая среди других видов деятельность. Систематическое осуществление этой деятельности в младшем школьном возрасте помогает возникновению и развитию основных психологических новообразований.
В первом классе в содержание учебной деятельности вводятся самые простейшие теоретические знания (например, понятия чисел и слов), которые отсутствовали в опыте дошкольной жизни. Категория композиции является важной для последующего овладения школьниками основой изобразительного искусства. Усвоение рассмотренных категорий и прочих понятий при коллективном решении учебных задач поможет детям вступить в систему учебных действий.
Освоение учебной деятельности способствует освоению способов и норм участия в спорах и дискуссиях. Дети учатся проявлять инициативу в приглашении к учебному диалогу педагога и одноклассников. В течение всего начального образования при наличии условий полноценной и развернутой учебной деятельности она может оставаться коллективно распределенной. В этом случае у большей части младших школьников формируются умения постановки по собственной инициативе различных содержательных вопросов.
При развитии учебной деятельности в начальных классах дети получают устойчивые и обобщенные познавательные мотивы. Основной показатель этого процесса представлен ориентацией ребенка не на результат решения задачи, а на общие способы его получения. Это отражает формирование самой потребности в учебной деятельности. При завершении начального обучения ребенок может осознанно контролировать учебные действия, давая критическую оценку их результатам.
Особенности учебной деятельности старшеклассников и студентов
Второй этап развития учебной деятельности охватывает период с 6 по 9 класс. В это время она может потерять ведущий характер, но способна сохранить существенное значение в развитии теоретического мышления. Последний происходит путем рефлексивного усвоения и дает возможность вместе с преподавателями принимать участие в организации учебной деятельности сверстников.
В этот период также происходит усложнение содержания учебной деятельности. В качестве предмета усвоения начинают выступать целостные системы теоретических категорий, которые излагаются абстрактным языком с использованием таблиц, графиков и моделей.
Достаточно высокого уровня теоретического мышления дети достигают уже в младших классах. Оно помогает им усваивать сложный материал. В дальнейшем в их учебной деятельности происходят существенные изменения. Так, с 5 по 7 класс ученики все еще коллективно решают учебные задачи. Наряду с этим, они осваивают соответствующие новые методы, помогающие фиксировать условия задач и ориентироваться в них. Это необходимо для того, чтобы впоследствии использовать данные методы самостоятельно в ходе решения индивидуальных задач.
С 8 по 9 класс школьники постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач, начинают самостоятельно оценивать свои решения. Каждый из них может стать индивидуальным субъектом учения, а его учебная деятельность становиться внутренним диалогом с авторами учебного материала. В этом возрасте обсуждение результатов в классах становится дискуссией, каждый участник которой имеет возможность вносить исправления в предлагаемое понимание учебных задач и способов их решения.
В подростковом возрасте в ходе усвоения теоретического материала происходит отработка и шлифовка всех учебных действий. Особенное значение при этом имеют контроль и оценка, которые со временем переходят в самоконтроль и самооценку. В этой сфере происходит развитие всех функционирующих в них содержательных мыслительных действий, среди которых особенное значение имеет категория рефлексии.
У подростков продолжается развитие теоретического мышления, которое начало формироваться в начальной школе. В этом возрасте учебная деятельность теряет ведущий характер, при этом основное значение в психическом развитии подростков начинает приобретать общественно значимая деятельность (например, художественная, трудовая, спорт и др.). Тем не менее, в области умственного развития у подростков решающую роль все еще играет именно учебная деятельность.
В старшем школьном возрасте учебная деятельность применяется в качестве средства профессиональной ориентации и подготовки. С ее помощью ученики познают способы самообразования, переходя от усвоения общественно выработанного опыта к обогащению. Здесь появляется творческая исследовательская познавательная деятельность.
В старшем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В дополнение здесь появляется профессиональный уклон, который дает возможность старшеклассникам осуществить профессиональную ориентацию с наметкой собственного жизненного пути.
Учебная деятельность в студенческие годы приобретает исследовательский характер. В этот период ее называют уже учебно-познавательной деятельностью. У студентов происходит усвоение уже накопленных теоретических знаний с вплетением в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или группового исследования. Также для этого периода характерно проектирование и конструирование, которые производятся в зависимости от требований форм познания.
Студенты в рамках развития учебной деятельности:
- уточняют научные понятия,
- совершенствуют художественные образы,
- углубляют нравственные ценности.
Учебная деятельность для них может стать основанием для развития прогнозирующего и исследовательского типа мышления.