Релятивизм
Релятивизм - это теоретико-методологическая направленность в этнопсихологических исследованиях, в рамках которой акцент делается на различиях между культурами.
Главными представителями данного направления являются: Франц Боас, утверждавший, что все культуре равные, но внутренне разные и уникальные; Рут Бенедикт, предложившая новаторскую концепцию конфигурации культур, в которой она отмечает, что в каждой культуре есть своя доминанта; Леви Брюль, занимавшийся исследованиями сознания первобытного и современного человека.
Работая в парадигме релятивизма, исследователь ищет объяснения для культурных различий, находясь в том культурном контексте, в котором люди развиваются, находясь внутри их собственной культурной картине мира, поэтому методы исследований здесь культурно-специфичны.
В рамках релятивизма исследование любых психологических феноменов строится на том, что оно учитывает те ценности и смыслы, которые специфичны для данной культуры. Релятивисты не занимаются тем, что ищут различия между культурами, скорее они стремятся интерпретировать существующие различия с качественной стороны. Таким образом, исследования строятся в рамках emic подхода.
Нередко релятивистов обвиняют в этноцентризме, подкрепляя это тем, что практически невозможно отбросить сформированную для исследователя его собственную картину мира и объективно погрузиться в чужую. Поэтому оппоненты релятивизма считают, что фактические такие исследования в чистом виде и не проводятся.
Однако релятивисты очень сильно пытаются избежать даже малейшей тенденции в сторону предпочтения собственной группы: исходя из тезиса Ф. Боаса о равенстве и различии всех культур, исследователи пытаются понять людей той культуры, которую они изучают, на их языке и внутри их системы ценностей.
Поэтому главной идеей релятивистской парадигмы является убеждение о том, что любое психологическое явление можно интерпретировать исходя из тех психологических переменных, которые относятся к сфере культуры, без добавления иных факторов.
Абсолютизм
Абсолютизм - это теоретико-методологическая ориентация этнопсихологических исследований, которая строится на идее, что психологические феномены во всех культурах, в основном, одинаковые. Для данного направления характерно игнорирование любой очевидной культурной специфики.
В рамках данного направления, культура не играет никакой роли в формировании психологических характеристик, а если играет, то эта роль ничтожна.
В связи таким концептуальным базисом, методы исследований в данной парадигме стандарты и объективны. При этом, большинство из таких методов исследования сконструировано в США или Европе, и только лишь в некоторых случаях проводится проверка лингвистической эквивалентности.
Для данного направления исследований характерен тезис о том, что многие психологические феномены одинаковы и не зависят от культурного контекста, в котором они изучаются. Если же какие-то культурные различия и обнаруживаются, то они интерпретируются больше в количественном ключе (делаются оценочные сравнения), что ведет к таким формулировкам, как: в одной культуре люди более интеллектуальные, чем в другой. Получается, что в данном направлении культуры одинаковые, но не равные.
В рамках данной парадигмы исследователь изучает другую культуру, исходя из системы ценностей и смыслов своей культуры, в которой он сформировался.
Интересной формой абсолютизма является «абсолютизм наоборот» - это направление, в рамках которого считается, что все культуры равны и одинаковы, а наличие культурных различий представители данного направления объясняют неспособностью актуальных методик выявить внутреннее сходство между психологическими феноменами.
Универсализм
Универсализм - это теоретико-методологическое направление, которое находится между релятивизмом и абсолютизмом, его суть сводится к следующему тезису: базовые психологические процессы являются универсальными для всех людей, но на их развитие и проявление существенное влияние оказывает культурный контекст.
Дж. Берри отмечает, что в рамках данной парадигмы культуры являются равными, внешне разными, но внутри одинаковыми.
Этнопсихологические исследования в рамках данного направления строятся на психологическом измерении универсальных психологических феноменов, но система измерения и оценивания зависит от специфики культуры, ее значений и смысла изучаемого феномена для представителей этой культуры. Методы исследований в данной парадигме также являются стандартизированными, но адаптированными для каждой культуры.
Главный вопрос, который ведет все исследования данного направления касается того, как и каким образом культура влияет на внутренний мир человека. Ответ на данный вопрос, по мнению сторонников универсализма, способен приблизить нас к пониманию, какие психологические феномены действительно являются универсальными.
Исследования в русле универсализма строятся с помощью комбинированного подхода, предложенного Г. Триандисом «etic-emic-etic»: выбираются универсальные психологические категории, они исследуются культурно-специфичными методами, и затем сравниваются.
Таким образом, главными отличительными особенностями универсализма является стремление понять роль культуры в разнообразии поведения людей, а также ориентация на поиск не только сходства в человеческом поведении, но и его культурно специфических различий.
Главные отличия универсализма:
- признание влияния роли культуры в формировании разнообразия поведения людей;
- стремление понять и выявить культурную специфику в разнообразии поведения;
- сравнения считаются важными и необходимыми для понимания особенностей поведения людей в целом.