Основные методы психологии — это наблюдение и эксперимент. Все остальные методы считаются вспомогательными, к ним относятся: метод экспертных оценок, анкетирование, самонаблюдение, тестирование и др.
Основные методы психологии
Основным методом психологии является эксперимент. Его базовое преимущество состоит в том, что исследователь может по собственному желанию вызывать какой-либо психический процесс и прослеживать его зависимость от изменения внешних условий.
Преимущества эксперимента как основного психологического метода объясняет его очень широкое использование в науке. Основная масса эмпирических факторов в психологическом знании была получена экспериментальным путем. Тем не менее, не любые исследовательские задачи можно решить с помощью эксперимента. По этой причине специалисты используют наблюдение в качестве еще одного основного метода, а также вспомогательные методы.
Наблюдение представляет собой описательный психологический исследовательский метод. Он состоит в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемых объектов (явлений). Основное преимущество метода заключается в том, что его проводят в естественных условиях.
Наблюдение не способно поменять обычное поведение наблюдаемых лиц. Его ведут как за одним человеком, так и за группой людей. Данный метод показал свою эффективность для исследования поведения детей (например, в группе детского сада или школьных классах). В качестве недостатка метода наблюдения выступает его значительная трудоемкость.
Вспомогательные методы психологии
Кроме эксперимента и наблюдения психологи используют массу других методов, которые считаются вспомогательными. Одним из популярных вспомогательных методов является метод интервью. Как правило, вопросники для интервью выстраиваются по типу социологических анкет. Их цель состоит в получении большого количества ответов по многим вопросам. Но вопросники, сформированные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, дают ценные результаты для последующего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Метод беседы берут за основу на различных этапах исследования. Он может стать элементом осуществления первичной ориентировки, а также уточнять выводы, которые были получены с помощью других методов (особенно метода наблюдения). Правильное применение беседы как метода дает специалистам из области психологии ценные результаты.
Тестирование — это еще один вспомогательный метод психологии. Чаще всего его берут за основу психодиагностического обследования. Использование тестов дает возможность получить точную качественную или количественную характеристику исследуемого объекта. Тесты отличаются от прочих методов тем, что для них характерна четкая процедура сбора и обработки первичных данных. Для них присуще своеобразие последующей интерпретации. Благодаря тестам можно изучать и сравнивать между собой психологическое развитие и особенности разных лиц, давая дифференцированные и сопоставимые оценки.
Кроме второстепенных методов психологии, которые позволяют собирать первичную информацию, в науке нашли широкое применение различные способы и приемы обработки данных. Они предполагают логический и математический анализ, который требуется для получения вторичных результатов (факты и выводы, которые вытекают из интерпретации переработанных первичных сведений). Для этой цели можно взять, в частности, различные методы математической статистики или качественного анализа.
Методология психологии и ее связь с другими науками
Между психологией и другими научными дисциплинами есть двусторонняя связь. В одном случае психология берет за основу достижения других наук с целью решения своих проблем. В других ситуациях иные науки начинают использовать психологические знания для того, чтобы объяснить или решить определенные вопросы. Межпредметные связи психологии с другими науками способствуют их взаимному совершенствованию и применению на практике.
В разработке вопросов психология опирается на данные и методы биологии (в частности, анатомии, физиологии и учение о высшей нервной деятельности). В свою очередь, методы психологии начали широко использовать в медицине (например, в психиатрической практике).
Больше всего связей у методики психологии с педагогикой, которая исследует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные направления психологии, в частности педагогическая и возрастная психология, показывают связь с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методами преподавания.
Одна из актуальных психолого-педагогических проблем современного мира состоит в формировании мышления в ходе обучения. Оно должно обеспечивать учащемуся возможность самостоятельного усвоения информации, которая постоянно обновляется и устанавливается. Это гарантирует развитие способностей человека к продуктивной интеллектуальной деятельности.
Продуктивная связь психологии и педагогики может проявляться в том, что происходит создание условий для опережения реальной педагогической практики, открытие новых путей для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания. Одновременно с этим, в основе психологии лежат методы и данные педагогики (например, при исследовании психологии формирования личности).
Таким образом, психология впитывает в себя из других наук различные методы, которые помогают изучать и осмысливать представления о генезисе и аспектах проявления психического. Это производится в соответствии с влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые подвергаются изучению. Новые методы позволяет по-новому оценивать собственные знания, совершенствуя их в последующем для интересов развития всего общества.