Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ольфакторные средства общения

Ольфакторная система

Определение 1

Ольфакторные средства общения – это невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.

Основой ольфакторной системы является обоняние человека.

Исследователем запахов в современной психологии был американский психиатр А. Хирш, установивший, что на поведение и конкретные действия человека влияние оказывают определенные запахи. Хирш проделал простой эксперимент – специально разработанную эссенцию он распространил в розничных отделах магазинов, в результате чего продажа товаров в них резко возросла по сравнению с другими.

Кроме этого было определено, что запах оказывает большое влияние на производительность труда, повышает или снижает кровяное давление, оказывает влияние на сердцебиение, успокаивает человека или действует как снотворное. Ароматы способны снимать депрессию у больных людей и улучшать их настроение.

Клинические эксперименты дали хорошие результаты, так, например, активность головного мозга быстрее любых депрессантов ослабляют ароматы ромашки, лаванды, сандалового дерева, лимона. Возбуждают клетки мозга – роза, мята, жасмин, гвоздика. Они действуют сильнее крепкого кофе.

Ароматическую терапию широко используют японские фирмы, закачивая в служебные помещения, строго выверенные комбинации ароматических веществ. В результате производительность труда увеличивается на 50% и на 20% снижается количество ошибок.

Как невербальный индикатор индивида запах является дополнительной его характеристикой.

Культура запахов известна очень давно – это средство социальной стратификации, межличностных контактов, способ идентификации, принадлежности к той или иной группе.

Обоняние человека несколько принижено по сравнению с акустической или оптической системой отражения, поэтому система запахов не имеет такой дифференцирующей силы как кинетическая или просодическая структуры невербального поведения.

Дифференциальная сила ольфакторной системы проявляется в социальной ситуации, сенсорной изоляции, в интимном общении, в уходе за ребенком и др. В животном мире общение с помощью запахов распространено очень широко, начиная от бабочек, кончая млекопитающими.

«Ольфакторные средства общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Запахи, выделяемые животными, называются феромоны, они необходимы для привлечения особей противоположного пола.

Человек тоже выделяет феромоны, что справедливо и для мужчин, и для женщин.

К сожалению, сегодня ещё нет данных о влиянии запахов индивида на формирование образа, слабо также изучена система запахов и в контексте невербального поведения.

Невербальную коммуникативную активность человека возможно контролировать только в сфере искусственных запахов, поэтому использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека и информативного компонента невербального общения.

Замечание 1

Естественные запахи социально нежелательны в развитых культурных сообществах.

Ольфакторное общение

Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.

К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.

Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.

Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:

  • пол,
  • возраст,
  • социальный статус,
  • качества личности,
  • внешность,
  • настроение.

Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.

Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.

Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.

В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.

В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.

Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.

В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.

Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.

Замечание 2

Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.

Средства общения в разных странах

Человеческое общение является источником радости и огорчений, надежд и успехов. Непосредственно с общением связаны деловые люди, без которого любые контакты просто невозможны.

Люди разных стран имеют свои табу и ценности, чтобы отличить поощряемые нормы поведения от запрещенных или нежелательных.

В общении с людьми других стран важно знать элементарные правила поведения, применения жестов и поз. Ежедневно человек использует множество разных жестов и не задумывается о том, какой смысл они несут.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются – счастливые люди всегда улыбаются, печальные – хмурятся. Если непонятно, о чем идет речь – люди просто пожимают плечами.

Тем не менее, одно и то же выразительное движение может у разных народов иметь разное значение и привести к неожиданным последствиям.

На невербальный язык свое влияние оказывает целый ряд факторов – национальная принадлежность, состояние здоровья, профессия, уровень культуры, статус человека, его возраст.

Невербальное общение происходит через неречевые знаковые системы. Подделать или скопировать невербальные знаки невозможно, т.к. контролировать их совокупность в течение продолжительного времени нельзя.

С помощью невербального языка можно лучше понять собеседника, предвидеть его реакцию на информацию.

Отправляясь в поездку в другую страну желательно ознакомиться с традициями и законами этой страны. Например, в странах востока перед входом в помещение снимают обувь, а в странах Европы гостя пропускают в дом в обуви.

Это же относится и к жестам – при разговоре прикосновение к мочке уха в Испании считается оскорблением, а для грека оскорбительна поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Поворот головы вправо, влево для большинства европейцев означает «нет», а для греков, болгар, турок означает «да».

Если указательным пальцем покрутить у виска, то в Голландии считают, что сказали остроумную фразу. Европеец, говоря о себе, покажет рукой на грудь, а японец покажет на нос.

Поднятые брови в России означают удивление, а в Германии этот же жест принято считать восхищением, в Англии – это выражение скептицизма.

Шлепок себя по лбу показывает, что британец и испанец довольны собой, а немец этим жестом выражает крайнее возмущение.

Восхищение чем-либо французы показывают, соединив кончики трех пальцев, подносят их к губам и, подняв высоко подбородок, посылают нежный поцелуй.

В США и Италии при движении пальца из стороны в сторону означает осуждение или угрозу, а в Голландии – отказ.

Поднятый вверх большой палец в арабских странах говорит о непристойном поведении.

На Ближнем Востоке подарки и деньги протягивают только правой рукой, левой же рукой означает оскорбление.

Замечание 3

Женщины, по мнению психологов, языком невербального общения владеют лучше. Восприятие и понимание невербального языка общения развивается с возрастом и опытом.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot