Телефонное консультирование: понятие, особенности, преимущества и ограничения
Телефонное консультирование – это одна из разновидностей психологического консультирования, которое ориентировано на оказание социально-терапевтической и психопрофилактической помощи посредством использования телефонной связи.
Телефонное консультирование направлено на оказание необходимой и своевременной помощи тем людям, которые находятся в состоянии психологического кризиса. Данный вид консультирования является нетрадиционным способом по оказанию психологической помощи. Одной из основных форм телефонного консультирования является «телефон доверия».
Особенности телефонного консультирования:
- Строгое временное ограничение разговора.
- Возможность резкого прерывания беседы, когда клиент в одностороннем порядке заканчивает разговор.
- Направленность общения на конкретную проблему.
- Возможность консультанту занять активную позицию в обсуждении.
- Обращение за помощью происходит именно в тот момент, когда клиенту данная помощь крайне необходима.
- Психопрофилактическая помощь оказывается в экстренных и неотложных случаях.
- Специфичность проблематики, с которой чаще всего обращаются. Основные проблемы обратившихся – суицидальные намерения.
К преимуществам телефонного консультирования относятся:
- Немедленное обращение за помощью, именно в тот момент, когда она крайне необходима, вне зависимости от местонахождения клиента и консультанта, а также времени суток.
- Анонимность и конфиденциальность обратившегося клиента.
- Данный вид консультирования не имеет явные признаки терапевтического воздействия, что позволяет клиенту максимально раскрыться.
- Клиент может в любой момент прервать консультирование.
- Вербализация собственных проблем ослабляет уровень тревожности, а отсутствие прямого контакта с консультантом позволяет клиенту максимально раскрыться и рассказать о своей проблеме.
К недостаткам и ограничениям телефонного психологического консультирования относятся:
- Неполадки со связью, в результате чего могут возникнуть шум и помехи, мешающие продуктивному течению беседы и отвлекающие от темы разговора.
- Нет возможности дополнительного использования иных методов воздействия на клиента кроме вербальных средств.
- Ограничение консультанта в работе в следствие прерывания абонентом разговора до его логического завершения.
- Невозможность использования техник молчания, так как в результате ее применения клиенту может показаться, что консультант безразличен к его проблеме.
- Молчание со стороны клиента может вызвать у консультанта тревожность, так как у него нет возможности проверить его состояние.
Очное консультирование: понятие, преимущества и ограничения в использовании
Очное психологическое консультирование – это один из видов профессиональной психологической помощи клиентам, осуществляемой при непосредственном взаимодействии консультанта и клиента.
Основной формой очного консультирования является беседа, которая выстраивается консультантом особым образом, в зависимости от психологической проблемы и психологического состояния клиента.
По времени очное психологическое консультирование, чаще всего, бывает краткосрочным (10-15 минут), включающим в себя одну консультацию, по конкретной психологической проблеме. При необходимости, может быть осуществлена серия встреч-консультаций (не более 5-6 встреч).
Очное консультирование может быть организовано в форме индивидуального или группового консультирования.
Индивидуальное консультирование – это организованная беседа между консультантом и клиентом наедине, в ходе которой они обсуждают жизненные проблемы клиента или волнующие его психологические проблемы.
Задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы «со стороны», дистанцироваться от них. Такой прием помогает понять суть и причины возникновения психологических проблем. Кроме того, на индивидуальных очных консультациях могут обсуждаться особенности поведения и межличностное взаимодействие клиента с окружающими, которые и стали основными источниками его жизненных трудностей.
В процессе индивидуальной очной консультации клиенту предоставляется возможность несколько шире посмотреть на возникшую ситуацию и, соответственно, изменить свое к ней отношение, скорректировать поведение.
Групповое очное консультирование – это консультирование, которое проводится с группой людей, которые имеют общие или схожие психологические проблемы.
В качестве группы может быть семья, в которой имеются определенные психологические проблемы, либо группа людей, не связанных родственными связями, но ежедневно контактирующих в процессе совместной деятельности (сотрудники одной организации, фирмы или предприятия). Работа в группе позволяет не только установить причины психологических проблем, но выразить каждому участнику те эмоции, которые они подавляли в себе, и которые были одной из причин возникновения проблемы и невозможности ее разрешения.
К преимуществам очного консультирования относятся:
- Непосредственное взаимодействие консультанта и клиента, установление между ними необходимого вербального и визуального контакта.
- Возможность использования обширного арсенала психологических методов, средств и приемов.
- Клиент может видеть и ощущать реальную заинтересованность в своей проблеме со стороны консультанта.
- Консультант имеет возможность контролировать эмоциональное состояние клиента.
К ограничениям очного консультирования относятся:
- Клиент должен рассказать о своей проблеме консультанту, при этом они непосредственно взаимодействуют, что может послужить зажатости и стеснению со стороны клиента.
- Клиент получает помощь не в тот момент, когда она ему необходима, а только в часы приема консультанта.