Самооценка — это оценка человеком самого себя, включая свои отношения, действия, качества, поступки, достижения. Ее формирование происходит благодаря оценке со стороны окружающих, а также с помощью собственной оценки результатов своих действий.
Особенности формирования межличностных отношений умственно отсталых школьников
Формирование межличностных отношений умственно отсталых школьников — это проблема, которая требует разработки новых структурных составляющих. Для этого необходимо совершенствовать систему коррекционной работы, а также методы исследования личностей в рамках коммуникации с окружающими.
В ходе межличностного общения происходит формирование человеческих отношений. Они способны создавать основу и условия взаимодействия людей в любой сфере жизнедеятельности.
Ученые отмечают, что младшие школьники — это дети, которые активно овладевают навыками общения. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить товарищей становятся важнейшими задачами развития на этой стадии развития. Это актуально не только для нормальных детей, но и для детей с нарушениями интеллекта.
Межличностные отношения представляют собой взаимосвязи между людьми, которые объективно переживаются и в разной степени осознаются. Их основа состоит в разнообразных эмоциональных состояниях людей, взаимодействующих между собой.
Большой вклад в вопрос развития личности ребенка с нарушениями интеллекта был внесен Л. С. Выготским, который определил суть, природу дефекта и способы коррекции личности. Этот ученый утверждал, что первичные недостатки обладают биологической, органической природой. Он полагал, что вторичные недостатки имеют социальную природу и являются продуктом положения, которое дети занимают в микросоциуме. В первую очередь, они имеют отношение к ребенку и к обстановке вокруг него (например, семья).
Оценка межличностных отношений умственно отсталых детей
Межличностные отношения младших школьников с умственной отсталостью можно рассматривать в качестве фактора психологического «климата» группы. Эмоциональное основание межличностных отношений заключается в том, что их возникновение и формирование происходит благодаря определенным чувствам, которые рождаются у детей в отношении друг друга.
Одна из личностных структур, которая играет здесь большую роль, представлена характером. По причине слабой деятельности коры головного мозга, недостаточного развития эмоциональной сферы, интересов и убеждений, характер умственно отсталого ребенка отличается своеобразием. Недоразвитость характера в совокупности с умственной отсталостью — это довольно частое, но не обязательное вторичное отклонение. Так как здесь имеет место органическое поражение мозга, умственно отсталому младшему школьнику недоступен высокий уровень обобщения. Для него больше характерна склонность к стереотипности.
Для младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью успех межличностных отношений напрямую связана с проблемой его адаптации в социуме. Она должна происходить внутри коллектива и вне коллектива. Ребенок может оказаться неспособными самостоятельно включиться в область социальных отношений для овладения навыками межличностного взаимодействия. Этот процесс, как правило, способствует усугублению психологического состояния.
Основная трудность в процессе оценки и исследования аспектов общения и поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью представлена недостаточностью специальных методик диагностики межличностных отношений. Эти методики могли бы помочь исследованию поведения детей данной возрастной группы.
Большая часть общепринятых методик, по мнению Р. С. Немова, используется для подростков и для взрослых людей. Они основаны на самоанализе, который недоступен для ребенка с нарушением интеллекта. По этой причине основной метод оценки межличностных отношений умственно отсталых младших школьников представлен наблюдением.
Важность оценки особенностей межличностных взаимоотношений у детей с нарушениями интеллекта считается очень большой. Это связано с тем, что школьнику важно справляться со школьной программой. Эти проблемы волнуют родителей и педагогов.
Дети с умственной отсталостью сталкиваются с проблемами взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Это связано с самооценкой. Коммуникация требует вербализации, а школьника, как правило, смущает его дефект. По этой причине он будет чаще всего избегать контакта.
При наличии такой проблемы важно больше внимания уделять личностным особенностям, то есть оценивать готовность каждого младшего школьника с умственной отсталостью к контактам и взаимодействию с другими. Умственная отсталость способны давать отпечаток на личностное поведение в коммуникации. Отклонение от нормы проявляется в следующих сферах:
- Учебная деятельность,
- Игровая деятельность,
- Бытовая деятельность и др.
В ходе выстраивания взаимоотношений между собой некоторые младшие школьники начинают показывать высокую возбудимость. Они слишком подвижны и ими становится трудно управлять. Другие дети, напротив, проявляют вялость и апатию. Они не показывают интерес к играм, к слушанию и чтению детских книг. Среди таких школьников можно встретить ребят с навязчивым страхом, высоким уровнем впечатлительности. Многие из них склонны к проявлению негативизма, излишней агрессивности.
Самооценка ребенка с нарушением интеллекта требует особого внимания. В этой сфере важно своевременно выявлять таких детей и работать с ними с помощью занятий для развития элементарных навыков коммуникации. Немаловажную роль на развитие речи способно оказать сенсомоторное воспитание в качестве дополнения к физическому воспитанию.
Таким образом, у детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте можно наблюдать замедленное развитие социально зрелых межличностных взаимоотношений. Для них присущ более медленный темп формирования социальной перцепции и рефлексии, отмечена неадекватность самооценки.