Личность — это многоплановая категория, которая является объектом изучения многих наук (например, философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д.). Каждая наука исследует личность со своей специфической точки зрения.
Общее в психике человека
В процессе социально-психологического анализа личности ученые разграничивают категории «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Самым общим считается понятие «человек».
Человек представляет собой биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием и высшими психическими функциями, включая абстрактно-логическое мышление и логическую память. Он способен создавать орудия, использовать их в процессе общественного труда.
Специфические способности и свойства человека представлены речью, сознанием и трудовой деятельностью. Они не передаются людям в ходе биологической наследственности. Их формирование происходит прижизненно, в процессе усвоения культуры, которая создана прошлыми поколениями.
Существуют достоверные факты, свидетельствующие о том, что если ребенок с самого раннего детства развивается вне общества, то он остается на уровне развития животного. У него не развита речь, сознание и мышление.
Никакой личный опыт личности не способен привести к самостоятельному формированию у нее логического мышления и системы понятий. Для этого необходима была бы не одна, а тысяча жизней. Люди в каждом последующем поколении начинают собственную жизнь в мире предметов и явлений, которые создали предшествующие поколения.
Принимая участие в труде и разных видах общественной деятельности, человек развивает в себе специфические способности, уже сформированные у человечества. В качестве необходимых условий усвоения ребенком общественно-исторического опыта выступает:
- Общение с взрослыми людьми (обучение адекватной деятельности, усвоение человеческой культуры);
- Овладение предметами, которые стали продуктами исторического развития путем осуществления в их отношении не любой, а адекватной деятельности, воспроизводящей в себе существенные общественно выработанные способы деятельности.
Процесс усвоения общественно-исторического опыта становится процессом воспроизводства в свойствах детей исторически сложившихся качеств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие общего в психике человека не представляется возможным без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.
Без общественной жизни и без усвоения общественно-исторического опыта человечества становиться человеком, приобретать специфические человеческие качества невозможно. Это невозможно даже в том случае, когда человек наделен биологической полноценностью. Тем не менее, с другой стороны, без биологической полноценности (олигофрения) и морфологических свойств, человек как биологический вид не сможет развиваться даже под влиянием воспитания и общества.
Индивидуальное в психике человека
Жизнь и деятельность человека связаны с единством и взаимодействием биологического и социального фактора с ведущим значением последнего. Сознание и речь не могут передаваться людям через биологическую наследственность. Они формируются прижизненно. В этом случае применяется категория «индивид».
Индивид представляет собой биологический организм в качестве носителя общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Человек рождается индивидом. Категория личность является социально-психологической сущностью человека. Ее формирование происходит благодаря усвоению человеком общественных форм сознания и поведения. Личностью человек становится под влиянием воспитания и жизни в обществе.
Индивидуальное в психике человека рассматривается с позиции личности. Она является представителем определенной социальной «группы», социальным типом в качестве продукта общественных отношений. В психологии учитывается то, что в то же время личность не только может быть объектом общественных отношений, испытывающим социальное воздействие. Она способна преломлять, преобразовывать их. Постепенно личность выступает в качестве совокупность внутренних условий, благодаря которым происходит преломление внешнего воздействия общества.
Внутренние условия — это сплав наследственно-биологических свойств и социальных качеств, развивающихся под воздействием прошлых социальных воздействий. По мере формирования личностей данные условия могут становиться более глубокими. В результате чего одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных людей различное влияние.
Личность и ее развитие
Личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания. Это социальное понятие, которое отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не является врожденной, она проявляется в ходе культурного и социального развития.
Личность — это целеустремленная и самоорганизующаяся система. В качестве объекта ее внимания и деятельности выступает не только внешний мир, но и она сама. Этот процесс проявляется в чувстве «Я». Оно состоит из:
- Представления о себе,
- Самооценки,
- Программы самосовершенствования,
- Привычных реакций на проявление некоторых своих качеств,
- Способностей к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Быть личностью — это означает наличие активной жизненной позиции. Человек осуществляет выбор, который возникает по причине внутренней необходимости. Он имеет возможность давать оценку последствиям принятого решения и держит ответ за них перед собой и обществом.
Для особенной и непохожей на других личности, обладающей полнотой духовных и физических свойств, характерно понятие «индивидуальность». Индивидуальность выражена в опыте, знаниях, мнениях, убеждениях. Она предполагает различия характера и темперамента.