Понятие и сущность нейропсихологических синдромов
Синдром в нейропсихологии – это закономерное сочетание определенных симптомов, нарушений высших психических функций.
При этом в основу такого сочетания положены нарушения или выпадения какого-либо фактора, которые происходят в результате локального поражения головного мозга. Такие поражения могут возникнуть как следствие ранений, кровоизлияний, опухолей и т.д.
Исследование нейропсихологических синдромов является основной задачей клинической нейропсихологии и происходит посредством специальных методов, которые были разработаны А. Р. Лурия. Такие синдромы могут возникнуть только как результат поражения коры головного мозга. Однако необходимо отметить, что речь идет только о вторичных и третичных корковых полях. Если поражение затрагивает только первичные поля, происходит элементарное расстройство сенсорных и двигательных функций.
В каждом синдроме можно выделить:
- Первичные нарушения, которые возникают в результате непосредственного поражения определенной мозговой структуры;
- Вторичные нарушения, которые базируются на первичных.
Они могут проявляться в расстройстве функций, нормальное осуществление которых будет возможно только если сохранится соответствующее звено функциональной системы, которое связано с функционирование пораженного участка мозга. Например, если происходит поражение височных отделов, нарушается речевой слух (звуковой анализ и синтез речи). Это приводит к нарушению понимания устной речи, чтения и т.д. Иными словами, изначально возникает первичный дефект (поражение височного отдела), который оказывает влияние на появление вторичных нарушений (непонимание устной речи).
Виды нейропсихологических синдромов
Все синдромы в нейропсихологии зависят от локализации поражений мозга. В связи с этим выделяют поражения наружных, внутренних и нижних отделов коры головного мозга. Наиболее изученными являются наружные поражения. Особое внимание уделяется локальным поражениям головного мозга у детей.
Таким образом, можно выделить:
- Синдром поражения теменно-затылочных отделов, который приводит к зрительным агнозиям, нарушению зрительной памяти, внимания. В результате могут появиться нарушения в интеллектуальной и двигательной сфере. Например, при нарушении вторичных корковых полей затылочных отделов мозга могут проявляться расстройства в восприятии букв и цифр, что, в дальнейшем, приведет к нарушению чтения;
- Синдром поражения зоны ТРО (височной, теменной и затылочной коры), симптомами которого является нарушение координации, счета, зеркальности в отображении букв и т.д. В этом случае у больного отсутствует ориентировка в пространстве, возникают дефекты организации движения, могут появиться расстройства в понимании определенных логико-грамматических конструкций;
- Теменные синдромы – поражения теменной зоны, приводящие к снижению тактильной памяти, нарушению артикуляции, оральной апраксии (нарушению движений рта) и т.д.
- Височные синдромы – поражения данной области могут привести к нарушениям слухового восприятия и слухоречевой памяти. Результатом может стать отсутствие понимания текстов, устного счета, неспособность писать что-то и т.д. Здесь первичным дефектом выступает нарушение речевого или неречевого слуха, а вторичным, например, расстройство музыкального слуха;
- Синдромы, связанные с поражениями лобных отделов, которые отвечают за двигательную систему. В таком случае могут возникнуть расстройства координации, управления различными движениями, нарушения речи, осязания;
- Синдром поражения префронтальных отделов, в результате которого нарушается общее поведение и личность больного. В этом случае характерным является инертность и ригидность, нарушение эмоциональной сферы, поведение человека может стать спонтанно-импульсивным;
- Синдром поражения премоторных областей, которое может привести к нарушению переключения движений, двигательным и речевым персеверациям. У больного может наблюдаться инертность психических процессов.
Еще одной классификацией синдромов в нейропсихологии выступают поражения медиобазальных отделов коры головного мозга. Здесь можно выделить:
- Синдром поражения медиальных отделов лобных долей мозга, результатом которого становятся нарушения в эмоциональной сфере. У больного появляется эйфория, эмоциональная неадекватность поведения, некритичность. Основным симптомом такого поражения выступает нарушение системы регуляции неспецифической активации. Например, снижение уровня бодрствования, нарушение памяти и т.д.;
- Синдром поражения медиобазальных отделов височных долей мозга. В этом случае происходят изменения в аффективных процессах, появляются расстройства памяти, нарушаются состояния бодрствования, сознания;
- Синдром поражения медиальных теменных и затылотеменных отделов мозга. Нарушения, связанные с этим синдромом, являются малоизученными.
Если происходит поражение расположенных по средней линии подкорковых структур, возникающие нейропсихологические синдромы будут зависеть от степени такого поражения. Как правило, результатом становится расстройство в цикле «сон-бодрствования», меняется состояние сознания, появляются нарушения в памяти и внимании. Синдромы поражения иных подкорковых структур недостаточно изучены.
Следует отметить, что у детей и у взрослых по-разному проявляются синдромы поражения определенных областей головного мозга. Например, если происходит поражение зон левого полушария, у взрослых больных могут возникнуть речевые нарушения, а у детей – пространственные расстройства. Изучение подобных синдромов относится к области исследования нового направления – нейропсихологии детского возраста.